Башкортостан, 28 мар 2018, 15:06

Власти представили портрет коррупции в Башкирии: кому, как и за что дают

«Чаще других отмечают высокий уровень коррупции работники государственного и муниципального управления».
Читать в полной версии
Фото: bashinform.ru

В распоряжении РБК-Уфа оказалась аналитическая записка «Оценка уровня коррупции населением Республики Башкортостан», подготовленная для администрации главы Башкирии. Исследование было подготовлено еще в конце прошлого года, однако его «актуализировала» трагедия в Кемерово. На вчерашнем заседании антикоррупционного комитета глава республики Рустэм Хамитов связал пожар в кемеровском ТРЦ с тем, что «за деньги можно получить любую справку»: «Нам тоже нужно оценить ситуацию в наших торговых центрах (...) и сделать вывод по антикоррупционной деятельности. Там ведь тоже строили, вводили в эксплуатацию, подписывали акты – и ничего не сработало, погибли люди, очень много детей. Эти бумажки оказались «пустышками», их купили, добыли за взятки, это и есть самая настоящая коррупция, ее самое жесточайшее проявление».

На этом же заседании секретарь совета общественной безопасности Башкирии Алексей Касьянов привел некоторые выдержки из соцопросов. Как уже писал РБК-Уфа, он рассказал о том, что о высоком уровне коррупции говорят почти 42% жителей Башкирии, при этом неблагоприятные оценки коррупционной ситуации чаще дают жители городов, чем сел (40% против 30%). Комментируя его доклад, Рустэм Хамитов отметил, что «две трети населения сами ни разу не сталкивались с проявлением коррупции».

Данные, озвученные Рустэмом Хамитовым и Алексеем Касьяновым, были основаны на аналитической записке. РБК-Уфа изучил полный вариант документа. 

Кому чаще всех дают взятки в Башкирии?

В исследовании есть две шкалы, которые отчасти пересекаются: в обеих «лидирует» ГИБДД. Первая связана с тем, какую сферу жители Башкирии считают наиболее коррумпированной, вторая посвящена уже конкретной практике даче взяток.

По мнению почти половины респондентов (47,6%), в работе ГИБДД «высокий уровень коррупции». На втором месте оказалась полиция (39,5%), на третьем вузы (34,7%). Далее следуют правоохранительные органы (в эту группу объединены прокуратура, следствие и ФСБ) – 33,9%, такой же показатель для суда. 30,5% считают высоко коррумпированной дорожную сферу (ремонт, содержание, строительство дорог).

«Практическая» шкала основана на личном опыте даче взяток. Здесь гражданам задавали вопросы, кому и с какой целью они чаще всего платили. На первом месте (19%) ГИБДД – с целью урегулировать проблемную ситуацию или получить права, на втором – вузы (поступить, сдать экзамен – 15,2%), на третьем – медицина (10,5% респондентов платили, чтобы получить «бесплатную медицинскую помощь»). 9,5% опрошенных давали взятки в паспортном столе, 8,6% с помощью денег решали проблему с устройством детей в садик.

«Дает на лапу» только часть? – да, но «непростая» часть

На вчерашнем совещании упоминалось о том, что 67% опрошенных не сталкивались с коррупцией лично. Соответственно, участвует в даче взяток только треть граждан. Этот показатель нуждается сразу в нескольких уточнениях. Речь идет не о том, что две трети жителей Башкирии не давали взяток «на протяжении всей жизни»: они не сталкивались с этим конкретно в 2017 году.

В полном виде картина 2017 года выглядит так. Сталкивались с коррупционной ситуацией лично 17,4% респондентов. Почти полтора процента сталкивались с ней пять и более раз, то есть платили регулярно, 2,6% - от двух до четырех раз. В рамках еще одного опроса 11,3% из всех респондентов ответили, что коррупционные действия в прошлом году принесли им пользу.

Однако в исследовании отмечено, что эти небольшие вроде бы группы людей – дававшие взятки и получившие от этого пользу – представляют собой самую экономически активную часть общества. «Чаще всего попадали в коррупционные ситуации (а значит, имеют к этому предрасположенность) владельцы бизнеса, ИП, специалисты с высшем образованием», – сказано в документе. «Владельцы бизнеса, а также представители сферы транспорта» фигурируют и как наиболее активные из тех, кто получил пользу от дачи взятки. Эта социальная группа «характерно» фигурирует и в анализе ценностных установок. Понятно, что большинство участников опросов (64,3%) считает, что бороться с коррупцией необходимо. Однако «выделяется группа населения, которая считает, что противодействовать коррупции в России бесполезно (19,1%). Этого мнения чаще, чем остальные, придерживаются владельцы бизнеса, предприниматели».

«Чаще других отмечают высокий уровень коррупции в Башкортостане специалисты с высшим образованием и работники государственного и муниципального управления», – отмечено в исследовании. Напомним, всего о высоком уровне коррупции в регионе заявили 42% опрошенных. Таким образом, на какое «меньшинство» ни посмотри – на тех, кто дает взятки, кто получает с этого пользу, кто считает, что с этим бесполезно бороться, кто в принципе говорит о высоком уровне коррупции, – окажется, что это непростое «меньшинство», а, скорее, те, кто двигает экономику и принимает решения.

Чаще дают сами? – а может, их вынуждают?

Интересная особенность отмечена исследователями  еще в преамбуле к документу. Да, люди, преимущественно, осуждают коррупцию, порицают дачу взятки и т.д. и т.п. – это естественно, что граждане выступают за всё хорошее и против всего плохого. Но при этом широко распространено мнение, что многие проблемы можно решить только с помощью взяток. При этом «данное мнение безоценочно и является констатацией факта, без применения к собственному поведению». То есть, осуждая коррупцию, широкий круг людей в общем и целом принимает правила игры.

Жителям Башкирии предложили оценить в баллах – от 1 до 10 – верность нескольких утверждений. Тезис «Так или иначе, многие вопросы решаются с помощью взяток или иных неформальных договоренностей» получил 7,5 баллов. Тезис «Допустимо дать взятку, если нет другого способа решить свой вопрос» получил 4,5 балла.

Исследовалось поведение жителей Башкирии в коррупционной ситуации. 32,2% опрошенных сами предложили чиновнику взятку. 26,7% отказались от своей задачи. 8,5% выполнили условие, поставленное коррумпированным чиновником. 4,5% попытались обратиться к другому чиновнику. Столько же респондентов обратились в СМИ. 3,6% пожаловались в вышестоящие инстанции, и только 2,4% написали заявление в правоохранительные органы. Интересно, что на практике на это решилась ничтожно малая часть, тогда как «теоретически» верность утверждения «Если должностное лицо намекает на взятку, надо сообщить в органы» участники опроса оценили на 7,8 баллов из 10.

Прежде чем обсуждать то, что большинство «сами предлагают взятку», нужно понимать, что «коррупционная ситуация» уже возникла. То есть им на это каким-то образом намекают или дают сигнал, что это можно сделать.

Мотивы большинства дающих взятку – «В этой ситуации всегда так поступают» (45,9%), «Личная инициатива из опасения не решить вопрос» (25,5%), «Это было требование должностного лица» (20,4%).

Наибольшей популярностью пользуются деньги. Наличкой заплатили 62,1% из тех, кто давал взятки. 21,4% подарили подарки, 12,6% оказали чиновникам услуги.

В каких городах и районах это чаще всего происходит?

«География» документа довольно занятна. О том, что жители городов чаще сталкиваются с коррупцией, чем сельчане, уже говорилось, но нужно отметить и особый статус Уфы.

Если в общем разрезе социально-экономических проблем коррупция заняла лишь седьмое место в опросе – она волнует 6,3% жителей Башкирии, то в Уфе этот показатель выше: 8,3%. «Жители Уфы» наряду с бизнесменами чаще всего фигурируют среди тех, кто получал пользу от коррупционных действий и в принципе попадал в коррупционную ситуацию. Есть и другие приметные географические точки.

Чаще всего о высоком уровне коррупции в Башкирии говорили жители Сибая и Салавата. С утверждением «В моем городе (районе) высокий уровень коррупции» в среднем согласились 36,2% жителей, но в Салавате, Нефтекамске и Сибае этот порог оказался значительно выше: 46, 45 и 44% соответственно.

Бросается в глаза некоторый разрыв теории и практики. Так, например, жители Сибая рассказали о высоком уровне коррупции в городе, но не сообщили о конкретных коррупционных ситуациях, с которыми столкнулись лично. И наоборот, жители Стерлитамака не считают коррупционную составляющую высокой (отмечено, что этот показатель ниже, чем в среднем по городам), но чаще других попадают в коррупционную ситуацию лично. Помимо Уфы и Стерлитамака, здесь «выделился» и Кушнаренковский район.

В Сибае, городе Октябрьском, Татышлинском и Абзелиловском районе жители оценили антикоррупционные усилия властей выше, чем в среднем по республике. Отрицательную оценку власти получили в Салавате.

Как сами жители Башкирии хотят с этим бороться?

Чаще всего причинами коррупции называли плохой контроль над чиновниками (19,1%), неадекватность наказания за взятку (13,5%), низкий уровень правовой культуры населения (13,4%), низкие зарплаты чиновников (11,8%) и отсутствие общественного контроля (10,9%).

В качестве наиболее эффективных мер борьбы граждане ожидаемо назвали строгое наказание (18,7%), раскрытие информации о фактах коррупции (16,7%), меры по превращению госуслуг в более прозрачные (15,2%). В целом «успехом» у граждан пользовалась идея увольнять коррумпированных чиновников, активнее заводить уголовные дела и вводить более плотный контроль за доходами и расходами. А вот среди неэффективных мер были названы антикоррупционные публикации в СМИ (45%) и антикоррупционное просвещение и обучение самих чиновников (44,7%).

В целом жители Башкирии оценивают антикоррупционные усилия власти чаще отрицательно, чем положительно. Действия республиканских властей получили 33,8% положительных оценок и 41,9% отрицательных, действия муниципальных – 32,9% положительных и 43,6% отрицательных. При этом авторы исследования отмечают, что большое количество затруднившихся ответить (23 – 24%) свидетельствует о том, что население плохо владеет информацией о борьбе властей с коррупцией. При этом усилия властей в Башкирии оцениваются населением все-таки выше, чем в среднем по России, а преобладание негативной оценки  отмечается на протяжении всего периода исследований (2015 – 2017)».

И напоследок о хорошем. Коррупционные показатели 2017 года оказались ниже, чем в 2016-м. Жители и городов, и сел реже сталкивались со случаями коррупции, чем годом ранее: в первом случае на 8%, во втором на 5%. Доля тех, кто ни разу не столкнулся с коррупцией в течение года, выросла на 6%.
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Какие три мифа о процессной аналитике мешают развивать бизнес
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
ИИ, ИИ и снова ИИ: какие стартапы привлекли больше всех в 2024 году
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса