Башкортостан, 28 ноя, 10:44

Депутат Госсобрания предостерег коллег от соблазна повышения налогов

Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

При реализации бюджета на предстоящую трехлетку перед законодателями и властями региона будут стоять два соблазна — повышение налогов и увеличение расходов, считает депутат Госсобрания Башкирии Рустем Ахунов. Он назвал планируемый к принятию бюджет на 2025–2027 годы сложным.

«Мы привыкли понимать, что рост расходов — это хорошо, но это тот случай, когда рост расходов — это плохо. Я подвергну сомнению это утверждение о важности роста расходов бюджета. У нас будет два соблазна, коллеги. Это всегда будут попытки повысить расходы, где-то, может быть, объективно, поскольку инфляционные процессы достаточно активно продолжаются. Я предлагаю коллегам из правительства рассмотреть и поддержать инициативу президента страны, распространить ее на муниципальном уровне, по крайней мере, где большое количество муниципальных служащих, по возможному сокращению их количества», — сказал депутат, выступая на пленарном заседании после представления проекта бюджета Минфином.

Вторым соблазном будет повышение налогов на региональном уровне, уверен парламентарий. По его словам, планируется повышение федеральных налогов, бизнесу «будет очень сложно с этими налогами». И региону необходимо очень сдержанно и вдумчиво подходить к возможным изменениям налоговых ставок на своем уровне.

Кроме того, Ахунов отметил, что важно обеспечить поступление доходов и рост доходной части. И если поступления НДФЛ и налогов на имущество не вызывают сомнений, то важно обеспечить поступление по налогу на прибыль на прогнозируемом уровне.

Парламентарий поддержал проект бюджета, отметив сокращение дефицита бюджета до исторического минимума 4 млрд руб.

«Это позволит существенно сократить расходы на обслуживание нашего государственного долга, которые уже сопоставимы с финансированием такой статьи бюджета, как физкультура и спорт, а долг у нас достиг 74 млрд руб.», — сказал депутат.

Депутаты приняли бюджет в первом чтении. На 2025 год доходы прогнозируются на уровне 323,7 млрд руб., расходы — 327,7 млрд руб., дефицит бюджета — 4 млрд, верхний предел государственного внутреннего долга республики — 74,2 млрд руб. Параметры бюджета изменятся ко второму чтению законопроекта.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Алла Чалова отметила, что увеличение бюджетных расходов региональными властями имеет свои ограничительные барьеры, и первым ограничителем являются собственные бюджетные доходы регионов, по отношению к которым в Бюджетном кодексе лимитируется предельный дефицит.

«Несмотря на то, что удельный вес собственных бюджетных доходов регионов (без учета финансовой помощи из федерального бюджета) с 2022 года постоянно растет и составляет в среднем свыше 80%, а с 2025 года по прогнозу увеличится до 87%, на региональные налоги приходится в среднем не более 10% собственных доходов. И это в основном налог на имущество организаций, база по которому ограничена уровнем инвестиционной активности бизнеса в регионе. Рост налоговой нагрузки на российский бизнес и население с 2025 года по налогам на прибыль организаций и доходам физических лиц, который уже спровоцировал рост инфляционных ожиданий на фоне ожидаемого повышения издержек, фактически лишает регионы возможности к увеличению региональных налогов. Кроме того, увеличение региональных налогов, относимых компаниями на уменьшение налогооблагаемой прибыли, создаст прецедент сокращения поступлений по налогу на прибыль организаций, который вместе с НДФЛ формируют значительную часть доходов российских регионов (в некоторых регионах до 75-80% их собственных доходов). Таким образом, профинансировать возросшие расходы региональных бюджетов за счет них не удастся», — говорит эксперт.

По словам Анны Чаловой, использование для финансирования расходов региональных заимствований в условиях высоких процентных ставок только приведет к росту стоимости их обслуживания. Кроме того, у регионов также существуют жесткие ограничения по предельной величине госдолга, что также лишает их свободы маневра.

Как сообщал РБК Уфа, накануне, 27 ноября, депутаты уфимского горсовета приняли решение о поэтапном повышении ставки земельного налога с 0,18% в 2024 году до 0,3% в 2029 году. Ранее в городе также решили повысить ставки на некоторые виды имущества физических лиц.

Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США