Большое интервью Радия Хабирова. Главное
Радий Хабиров подвел итоги года в большом интервью в эфире республиканских телеканалов. Речь шла о последствиях пандемии, возможности введения новых ограничений, поддержке бизнеса, работе правительства и транспортной реформе. Затронул глава региона и проблемную уборку снега в Уфе, скандал со сносом гостиницы Lido, переход БСК в собственность государства, уголовные дела в отношении глав районов и другие темы. Главное из диалога с руководителем республики — в материале РБК Уфа.
О последствиях COVID для экономики
Прошедшие почти два года в условиях крупнейшей в истории пандемии научили не только бороться с болезнью, но и жить в новых реалиях, сказал глава Башкирии. В этих условиях было важно сохранить экономику и предприятия. Радий Хабиров назвал вынужденными ограничительные мероприятия, связанные с пандемией коронавируса, из-за которых бизнес терпит убытки. По его словам, региональные власти понимают, каким ударом для ряда отраслей стали ограничения.
«Для маленького предприятия, для ресторана введение любых ограничений было катастрофой. Мы ясно понимали, что мы бьем по ним, тяжелейшие условия для них создаем. Но у нас другого выхода не было. Мы выбирали: на одной стороне выживание людей и желание остановить массовое распространение инфекции, на другой стороне — экономика», — сказал Хабиров.
Руководитель региона также отметил, что принятый в Башкирии «большой пакет мер» поддержки бизнеса был призван «хоть как-то компенсировать траты и негативные последствия», которые испытывали предприниматели.
«Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в республике сейчас находится на уровне 2019 года, то есть до коронавируса. Там буквально небольшие цифры разницы. Эта отрасль экономики прошла тяжелый период, и мы масштабно не потеряли предприятия», — добавил Хабиров.
О работе правительства
Глава региона высоко оценил работу республиканского правительства и назвал его «деятельным и ответственным», однако ставить отметку по десятибалльной шкале не стал, отметив, что это было бы некорректно. Радий Хабиров сказал, что признателен премьер-министру Андрею Назарову за то, что тот наладил работу правительственных органов и рассказал, как принял решение о его назначении на этот пост.
«Это было для меня быстрое решение. Когда я был еще назначен и. о. главы региона, я сразу начал поиск и понимал, что мне и республике нужен человек, который обладает определенным опытом, и самое главное, чтобы он имел самостоятельный стиль мышления, умел нести ответственность и был автономен в своем поведении. Меня иногда обвиняют в авторитарных замашках, но я сторонник разделения ответственности. Поэтому я искал человека, который может самостоятельно принимать решения, потому что решать все время самому неэффективно. Поэтому это качество было для меня важно, и Андрей Геннадьевич этими качествами вполне обладает. Его автономия такова, что хочется иногда его прихватить и сказать: "Давай вместе порешаем"», — отметил глава республики.
Об Александре Сидякине
Хабиров опроверг слухи о конфликте с Александром Сидякиным, который якобы стал причиной переезда последнего в Москву. По словам главы республики, назначение Сидякина на пост руководителя исполкома партии «Единая Россия» стало неожиданностью как для него, так и для администрации главы.
«Питаться слухами здесь не стоит. Откровенно скажу, его назначение и его переезд был неожиданностью и для него, и для меня, и для всех нас. Мы советовались с ним, разумеется, и мы одновременно и однозначно сказали, что [он] не имеет права отказываться от такого предложения. Потому что это, по сути, ответственность. Это не просто тебе предлагают там какую-то должность хорошую, это ответственность, когда ты должен пойти и эту ношу нести. И не буду скрывать, я вообще считаю, что это очень здорово, когда выходцы республики занимают какие-то места во властных структурах, это очень полезно для республики», — сказал глава республики.
О сносе Lido
Радий Хабиров объяснил, почему не вмешался в конфликт со сносом гостиницы Lido в Уфе. Одной из причин стало желание выяснить, насколько автономна мэрия столицы в решении подобных проблем. Кроме того, отметил Хабиров, он не увидел среди собственников представителей «честного бизнеса».
«Там каждый в своей доле совершал [нарушения] и закручивал ситуацию в неразрешимый комок. Там нет правых, виноватые — есть. Мне непонятна и роль муниципалитета того времени, когда все это строилось», — подчеркнул он.
Узаконить здание, по словам главы региона, было невозможно из-за многочисленных нарушений, допущенных при его строительстве. Он также заявил, что на участке под бывшей гостиницей не планируют возводить очередную высотку.
Об ограничительных мерах
Дополнительных ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19 в Башкирии вводить в ближайшее время не планируется. Глава республики заявил об этом, говоря о новом штамме коронавируса «омикрон» и мерах поддержки врачей. Более того, в зависимости от эпидемиологической ситуации некоторые меры могут быть ослаблены.
«Ситуация такова, что нам не нужно более принимать каких-то [ограничительных] мер. Что касается поддержки врачей, президент буквально позавчера принял ряд решений. Они будут продолжать получать существенные выплаты и в 2022 году, что важно, врачи этого ждали. Плюс все наши меры поддержки врачей и так далее», — сказал Хабиров.
По словам руководителя региона, мерой поддержки врачей также является создание условий для комфортной работы — современных поликлиник, больниц, закупки оборудования.
Говоря о распространении нового штамма коронавируса, Радий Хабиров отметил, что случаев заболевания «омикроном» в республике пока не регистрировали, но появления этого штамма следует ждать со дня на день. В то же время надежду вселяет тот факт, что республика приближается к показателю формирования коллективного иммунитета. На сегодня в республике первый компонент вакцины получили почти 2,2 млн человек. Целевой показатель — 2,45 млн привитых.
О делах на чиновников и министров
Как и в прошлом году, главе региона задали вопрос о чиновниках, которые стали фигурантами уголовных дел. Радий Хабиров повторил, что вину глав муниципалитетов или министров может установить только суд. Он отметил, что финансово-хозяйственная деятельность чиновников сама по себе непростая и есть много законов, которые противоречат друг другу.
«Для меня главный показатель — понимание мной, положил он в карман или нет. Я спрашиваю: доказательства того, что в карман упало есть? Мне говорят: нет. И для меня он главой остается, пока нет решения суда», — сказал Хабиров.
Глава региона подчеркнул, что за время его работы в Башкирии произошла большая ротация глав муниципалитетов, порядка половины руководителей городов и районов уже сменилось. По словам Хабирова, были случаи, когда люди уходили, так как у него «была достоверная информация о том, что они не туда пошли».
«Иногда мне не нужно решение суда [для увольнения]. Знаете, по роду своей работы я довольно информированный человек. У меня много потоков информации, которые ко мне стекаются, в том числе о поведении, в том числе и о неблаговидном поведении, и членов правительства где-то, и глав муниципалитетов, вообще чиновников. Поэтому этот естественный процесс сам по себе идет. А когда я вижу, что человек старается, то ситуация другая. Есть суд — пусть решает», — сказал Хабиров.
Уголовное дело, фигурантами которого стали глава Минстроя региона Рамзиль Кучарбаев и вице-премьер, министр ЖКХ Башкирии Борис Беляев Радий Хабиров назвал неприятной историей. Он отметил, что министры вернутся на свои посты в случае, если суд признает их невиновными.
О транспортной реформе
Отвечая на вопрос о транспортной реформе, глава республики отметил, что частные перевозчики в Уфе будут вынуждены пойти на новые условия работы и начнут принимать транспортную карту «Алга» и работать «по-белому». А пазики исчезают с улиц как не соответствующие транспортным условиям и недостаточно комфортные для жителей, при этом их исключение из сети перевозок — только один из этапов реформы. Первой ее задачей стал вывод в «белый свет» нелегального оборота перевозчиков, который, по оценкам Хабирова, составлял 7 млрд рублей.
«Частные перевозчики дружненько выстроятся в линеечку и будут делать то, что власть им говорит, — в целях создания нормальных условий для жителей», — заявил он.
Руководитель региона отметил, что говорить об итогах транспортной реформы преждевременно, однако он считает, что в целом работа идет в «позитивном направлении». Успешной ее можно будет считать, когда исчезнут жалобы жителей.
Об уборке снега в Уфе
Радий Хабиров назвал «справедливой» и «заслуженной» критику в адрес руководства Уфы из-за плохой уборки снега. По словам главы республики, в первые месяцы работы на этом посту ему приходилось лично разбираться в вопросах уборки улиц столицы.
«Я лично занимался уборкой города. Лично занимался тем, чтобы пыли в Уфе не было. Лично занимался, чтобы был убран снег в прошлые годы. Было много споров, ругани. Но я этим занимался лично, вплоть до того, что ездил и давал команду: уберите вот здесь. Но не бывает бесконечных ресурсов, ресурс моей власти тоже не бесконечен. Если я ресурс моей власти буду тратить на уборку улиц, у меня не останется времени другим заниматься», — сказал Хабиров.
Глава региона добавил, что городская администрация должна «продавливать ситуацию» и «доходить до каждого дворника». В то же время республика помогает Уфе с приобретением техники и оборудования для уборки снега. Так было и в преддверии нынешнего сезона, отметил Хабиров.
Ранее прокуратура Башкирии внесла представление в адрес главы администрации Уфы Сергея Грекова в связи с неудовлетворительной работой коммунальных служб во время снегопадов. В мэрии объяснили это нехваткой людей и техники.
Об оптимизации здравоохранения
Вопрос объединения больниц подразумевает не сокращение медперсонала, а только уменьшение числа сотрудников управленческих кадров, ответил глава региона, отвечая на вопрос о возможном объединении нескольких медучреждений в районах.
«У нас неугомонный министр здравоохранения. Помимо того, что он хороший врач, он умеет считать деньги. Потому что хорошая медицина — это дорогая медицина. Некоторые вещи, которые стали предметом бурных обсуждений, они не были о закрытии медучреждений. Управляющий аппарат объединяют — и у нескольких больниц будет единая структура. Понятно, что в этом случае будет сокращение, но ни одного врача, ни одной медсестры, фельдшера никогда не сократят, у нас их не хватает», — сказал Хабиров.
Пока вопрос поставлен на паузу, но работа будет продолжена, подчеркнул глава. При этом Минздраву поручено донести до людей необходимость тех или иных оптимизаций.
Об управлении БСК
Башкирская содовая компания вышла на рекордные показатели прибыли и объемов производства после перехода под управление республикой, отметил глава региона. Средства будут направлены на модернизацию предприятия, долгосрочная программа развития БСК сейчас прорабатывается.
Радий Хабиров рассказал, почему Башкирия получила 38,3% акций Башкирской содовой компании, а контрольный пакет остался в собственности Российской Федерации, но перешел под управление республикой.
«Я каждый раз президенту говорю «спасибо» [за возврат БСК]. Это же не просто было техническое решение. Я считаю, что это доверие нашей республике. Мы достойны того, чтобы справедливость восторжествовала, к нам это предприятие вернулось, и мы могли им управлять. При этом мы свой пакет 38% вернули, еще пакет [нам] дали под управление. Учитывая, что это предприятие в свое время властями же и было продано, а я же не могу гарантировать — сегодня я здесь сижу, а завтра на другую работу переехал или мои полномочия кончились,— здесь логика такая: раз вы уже один раз это предприятие продали и ненадлежащим образом, поэтому нам не в собственность передали пакет акций, а в доверительное управление», — пояснил Хабиров.