Башкортостан, 29 янв, 19:31

Башкирия нарастила сотрудничество с топ-10 зарубежных партнеров — Назаров

В отсутствие санкций разворот экономики Башкирии на Восток происходил бы медленнее, уверен глава Кабмина республики
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба правительства РБ

Башкирия в 2023 году нарастила экономическое сотрудничество с главными зарубежными партнерами. Об этом в эксклюзивном интервью телеканалу РБК Уфа сообщил премьер-министр правительства республики Андрей Назаров. По его словам, все страны из топ-10 внешнеэкономических партнеров в прошлом году увеличили торговые отношения с республикой.

В разговоре с главным редактором РБК Уфа Равилем Ватолиным премьер-министр подвел итоги международного сотрудничества Башкирии в 2023 году и рассказал о планах, перспективных рынках и привлекательных для башкирского бизнеса странах мира.

— Башкортостан в прошлом году активно работал на внешнеэкономическом треке. Делегации региона и бизнес-миссии побывали в различных странах мира. Внешнеторговый оборот региона в 2022 году превысил 5 млрд долларов. По 2023 году цифры еще не посчитаны, но понимаем, что идем по нарастающей. Если говорить о внешнеэкономическом направлении, то как оцениваете 2023 год?

— При том что на Россию осуществляется большое санкционное давление, отношения, которые более чем со 110 странами были, сохраняются. Внешнеторговый оборот со всеми странами был выстроен достаточно системно и сильных изменений не претерпел. При этом львиная доля, порядка 74–75%, всего внешнеторгового оборота приходится на десять стран, которые являются основными нашими партнерами. Почти 24% внешнеторгового оборота приходится на Китай. Тенденция здесь идет к увеличению. На втором месте я бы назвал Казахстан. Турция существенно выросла по итогам прошлого года. Далее Беларусь, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан, Латвия, Киргизия, Нидерланды, Иран. Это первая десятка, которая дает нам основную долю внешнеторгового оборота. Со всеми этими странами у нас выстраивается работа по нарастающей.

При этом я отметил бы, что в более чем 100 стран мира экспортируется наша продукция. Идет тенденция к снижению от нас поставок нефти, энергетических товаров. Неэнергетические товары занимают уже большую часть нашего экспорта. В основном небольшие, средние компании выстраивают свои отношения. При нашей поддержке, конечно. Это является залогом стабильности нашего экспорта и нашей экономики.

«Мы комфортно чувствуем себя в Казахстане»

— Делегация республики с бизнес-миссией недавно вернулась из Казахстана. Активно налаживаются отношения как гуманитарные, так и экономические. И товарооборот у нас более 440 млн долларов по итогам 11 месяцев. Понятно, что потенциал здесь гораздо больше. Пока свежи впечатления, как вы оцениваете работу с Казахстаном?

— Должен сразу отметить, что Республика Казахстан для нас является стратегическим партнером в силу своего расположения и давних исторических отношений. Башкиры и казахи очень хорошо друг друга понимают ментально. Предки были кочевниками, и это предопределило многие нравы и процессы. Мы комфортно чувствуем себя в Казахстане, уверен, как и партнеры у нас.

Недавно наша делегация вернулась из Астаны. Это был первый официальный визит с большой бизнес-миссией под руководством Радия Хабирова. Такое решение принял глава Башкортостана, чтобы максимально усилить все вопросы, поддержать направления для роста.

По прошлому году товарооборот между двумя республиками преодолел отметку в 400 млн долларов. Это не соответствует нашим возможностям, потенциал гораздо выше — в два-три раза. И над этим будем работать и в этом году, и в последующие.

В рамках этого визита были очень важные двусторонние встречи. Была встреча с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Мы видим, что президент очень тепло относится к нашей республике. Это уже не первая двусторонняя встреча с Радием Хабировым. Она подтверждает намерения, что Казахстан и Башкортостан будут делать все возможное, чтобы увеличить внешний товарооборот и дать возможность бизнесу, экономическим субъектам чувствовать себя защищенными.

Была расширенная встреча с премьер-министром Казахстана Алиханом Смаиловым. Она тоже уже не первая. Была дана оценка всем пунктам нашей «дорожной карты». Там 60 пунктов по пяти блокам, которые у нас в работе. Все они направлены на то, чтобы поддержать взаимные намерения по увеличению товарооборота, взаимным инвестициям и поддержке компаний.

При этом мы добавили еще несколько пунктов в «дорожную карту». Договорились, что в 2024 году будем чуть более интенсивно работать, в том числе по взаимным визитам. В конце первого полугодия будет визит премьер-министра Алихана Смаилова в Башкортостан. А на форуме «Россия — Казахстан», который будет проходить в Уфе осенью 2024 года, уже предполагается участие и президента РФ Владимира Путина, и президента Республики Казахстан. Надеемся, что этот форум придаст дальнейший импульс и нашим двусторонним отношениям, и инвестициям.

Наши предприятия наметили работу на территории Казахстана. Я бы отметил Башкирскую содовую компанию, которая создает на территории Казахстана химико-металлургический кластер. Несколько месторождений уже переданы БСК для проработки, часть обсуждается с руководством Казахстана. И мы получили во время визита подтверждение тому, что наше крупнейшее химическое предприятие будет иметь дополнительные возможности в Казахстане по месторождениям и по сырью, которое необходимо для развития БСК. В целом у компании в Казахстане уже 50 контрагентов.

Я бы отметил Уральский пружинный завод — наша белорецкая компания, которая производит очень качественные пружины. Сделано все для того, чтобы локализовать производство этой компании на территории Казахстана. Уже в этом году завод в Костанае с объемом инвестиций более 5 млн долларов начнет работать. Все меры поддержки со стороны властей мы получили.

Мы со своей стороны хотели бы, чтобы казахстанские компании тоже инвестировали в Башкортостан. Есть ряд проектов, которые сегодня обсуждаются. У коллег есть технологии по извлечению полезных металлов из отвалов, отходов, из хвостов тех месторождений, которые у нас были. В частности, на юге Башкортостана, в Сибае, есть большое количество таких отходов. Мы хотели бы, чтобы там была налажена эта работа, планируем переговоры.

Китай — важнейший партнер

— В прошлом году делегация Башкортостана во главе с вами впервые побывала в Китае. Вообще, Китай, как вы сказали, — важнейший партнер Башкортостана. Но в ковидные годы, когда китайская экономика «закрывалась», многие проекты были поставлены на паузу. Как прошла эта поездка? Удалось ли реанимировать отношения?

— Я бы поддержал этот тезис, что Китайская Народная Республика является основным партнером Республики Башкортостан. Мы видим, что почти четверть нашего внешнеторгового оборота приходится на эту страну. Визит, который был осуществлен в прошлом году, был достаточно масштабный. Около 100 представителей РБ были в той поездке — это Шанхай, Наньчан, Пекин. Мы провели ряд успешных переговоров, подписали 19 соглашений по итогам визита. Были на Шанхайской выставке, посмотрели, какие направления могли бы быть полезны Башкортостану.

Также мы провели форум «Башкортостан — Китай». На нем тоже выявили ряд направлений, по которым бы могла быть организована работа. Презентовали Башкортостан и увидели, что очень высокий интерес к нашей республике. У нас выгодное географическое положение, есть направления, где можно приложить усилия, поэтому наши китайские партнеры согласились использовать эти направления в работе. Надеемся, что товарооборот еще будет расти.

Потенциал Китая огромный. Технологии, которые КНР наработала себе за последние десятилетия, очень интересны, их нам нужно использовать. Это производство оборудования, которое мы хотим не только закупать в Китае, но и выпускать на территории Башкортостана, о чем есть предварительные договоренности. Например, производство станков с программным управлением. Такой завод должен появиться на территории Башкортостана. Надеемся, что в этом году мы уже выйдем на подписание юридически обязывающих документов.

Многие из китайских коллег приехали позже на Международную неделю бизнеса в ноябре 2023 года, тем самым подтвердив свои намерения. В том числе по производству цементно-стружечных плит, и уже площадку подобрали под него. Надеемся, в этом году мы сможем приступить к реализации этого проекта на территории Башкортостана.

«Формула сотрудничества»

— Еще одно приоритетное направление международного сотрудничества — это Беларусь. Мы видим, что здесь взаимодействие таким примером служит, растет товарооборот, расширяется авиасообщение, увеличиваются контакты бизнеса. И, конечно, показателен пример «Амкодора», когда завод построили за девять месяцев. Насколько с Беларусью эффективно строятся отношения, как отрабатывается «дорожная карта»?

— По совокупности мероприятий, встреч, взаимных мер поддержки для бизнеса, совместных проектов я бы сказал, что Республика Беларусь — для нас партнер № 1. Это очень стабильный для нас партнер. Количество и результаты совместной работы нарастают. У нас и с ними есть «дорожная карта», и рабочая группа очень активная — в рамках такой системной работы мы видим, в каком направлении двигаемся, где пробуксовываем, какие новые идеи возникают. Планируем в этом году наш второй визит в Беларусь во главе с Радием Хабировым, предположительно, с 8 до 11 февраля. Будет проведен ряд переговоров, заседание рабочей группы, на котором подытожим, как идет работа, будет встреча с премьер-министром Беларуси Романом Головченко, будет встреча по поиску новых направлений взаимного сотрудничества.

Как пример как раз берем наше сотрудничество с «Амкодором», в целом, эта схема работы становится сегодня примером нашей работы как с другими странами, так и с крупными партнерами. Эта формула взаимодействия Башкортостан — «Амкодор» признана успешной для создания новых производств и становится основой для других проектов, и не только с Беларусью.

В прошлом году мы открыли первый завод «Амкодор-Агидель» по производству зерносушильного оборудования, нужного для качественного сохранения зерна после уборки. Сегодня видим, что заказов у завода больше, чем пока возможностей и мощностей, но главное, что мы не остановились на этом, сразу же сделали закладку второго завода «Амкодор-Алга» по производству коммунальной дорожной техники, и задача — его построить тоже в рекордные сроки — за год. Сразу открою секрет, что в рамках строительства второго завода в это же время параллельно ведем подготовку к строительству уже третьего завода. Не буду пока все детали раскрывать, скажу, что он гораздо мощнее и масштабнее первых двух. Поэтому мы брали время для активной проработки этого проекта. Сейчас он находится в активной фазе, многое уже сделано, есть все основания полагать, что строительство будет начато после завершения возведения завода «Амкодор-Алга». Выстраивается такая производственно-технологическая «матрешка», если так можно выразиться, это не только с Беларусью, это пример сотрудничества с крупнейшими партнерами, в том числе с крупнейшими российскими корпорациями.

Многие компетенции, которые есть у Республики Беларусь, мы, конечно, используем в двусторонних отношениях для того, чтобы увеличить потенциал Башкортостана. Это касается, например, беспилотных летательных аппаратов, по которым у нас уже подписан контракт с белорусско-китайской корпорацией по производству на нашей территории беспилотников с большой локализацией в будущем. Не говорю уже о том, что мы в Кумерату производим БАС-200, эта работа уже в полной мере отлажена, и увеличиваем это производство с последующим расширением линейки беспилотников. Есть еще ряд других проектов, в том числе по производству аккумуляторных батарей, в февральскую поездку планируем дать начало юридически обязывающих отношений, подписать соответствующие соглашения. Это крупный проект, и, надеюсь, он тоже будет осуществлен. Уверены, что эта поездка даст нам дополнительный результат и в двусторонних отношениях, и во внешнем обороте, и в получении новых компетенций и новых производств в Башкортостане.

«Разворот на Восток был бы медленнее без санкций»

— Как вы считаете, будет ли корректироваться десятка самых важных стран-партнеров для Башкортостана, и если да, то какие акценты выстраиваем? И если бы не санкции, какой бы был у нас товарооборот и развернулись бы мы на Восток столь же стремительно, как сейчас или бы все-таки это был бы такой вялотекущий процесс и мы бы больше работали с Западом и Европой?

— Правильно сформулированный вопрос, был бы такой разворот и такая динамика с этими странами, если бы не было санкционной политики Запада? Мы бы, наверное, развивались медленнее, импортозамещение шло бы медленнее, причем гораздо медленнее. И, наверное, нашими основными партнерами оставались бы западные страны. Сегодня видим, что Азия, Восток становятся для нас наиболее стабильными и перспективными партнерами. И поэтому этот разворот мы делаем. Отчасти, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Отчасти это нас подтолкнуло к поиску новых партнеров и новых технологий, и мы используем этот период для таких возможностей.

Есть потенциал у многих стран для наращивания наших двусторонних отношений, внешнеторгового оборота. Например, Тунис по итогам прошлого года увеличил торговый оборот с нами в 39 раз, стали закупать наши энергетические, нефтяные, нефтехимические продукты. Раньше очень небольшой оборот был, а теперь резко вырос, такие прецеденты существуют, когда какие-то страны видят в Башкортостане, в России новых партнеров и начинают активно работать. Такие изменения возможны. Например, Иран — мы тоже начали активно взаимодействовать, используем сейчас те ниши, которые есть, чтобы и из Ирана были поставки, процесс этот уже пошел. И со своей стороны видим, что можем поставлять энергетические товары, и несырьевые неэнергетические товары малый бизнес с удовольствием поставляет в эти страны, в том числе и продукты питания, у нас они более качественные и экологически чистые. Тем более что Башкортостан сам себя сельхозпродукцией обеспечивает полностью, спокойно можно отправлять на экспорт.

Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Важнее еды: кого обогнала Broadcom на пути в клуб триллионеров