Власти допустили, что в Уфе возникнут перебои с общественным транспортом
Представители городских и республиканских ведомств, курирующих общественный транспорт в Башкирии и, в частности, в Уфе, рассказали о том, как изменятся автобусные перевозки в ближайшие месяцы. Чиновники допустили, что в Уфе могут повториться перебои с транспортом, наблюдавшиеся прошлым летом, и считают это «неудобство» неизбежным в рамках новой кампании по борьбе с нелегальными перевозчиками. Сегодня горсовет утвердил новые правила проведения конкурса по распределению маршрутов. Параллельно ситуация обсуждалась на заседании общественного совета при региональном уполномоченном по защите прав предпринимателей.
Конфликт между властями и частью перевозчиков, за которыми закрепился статус нелегальных, тянется с прошлого года. В июле в действие вступил новый федеральный закон о пассажирских перевозках, за которыми последовала кампания проверок на дорогах, в ходе которой власти отлавливали тех, кто отныне считался нелегальным перевозчиком (подробнее можно прочитать в статье «Коллапс маршруток в Уфе: что случилось и кто виноват»). На сегодняшнем заседании замруководителя госкомтранса Башкирии Азат Калимуллин объяснил длящийся конфликт путаницей с законами: региональные нормы действовали с 2008 по 2014 год. После их отмены часть перевозчиков работала по лицензии, но без заключения договоров с муниципалитетами. В 2016 году переходные положения нового федерального закона вместо того, чтобы поставить всех в равные условия, «усугубили ситуацию», так как пролонгировали действие договоров одним и сделали невозможным заключение договоров для других. Так значительная часть владельцев лицензированных маршрутных такси оказалась в статусе нелегалов.
Несмотря на то, что сегодня горсовет ликвидировал часть юридических пробелов, ситуация остается, по оценке экспертов, «перезревшей», «ее надо разрубать». Как рассказал Азат Калимуллин, «мы прекрасно понимаем соотношение легальных и нелегальных автобусов. Если мы сейчас слишком хорошо начнем контрольные мероприятия, то возможны некоторые ситуации с опозданиями людей на работу. У нас сейчас в Уфе на многих маршрутах интервал между автобусами около трех минут, или вообще нет интервала, так вот: интервал появится, потому что нелегальным перевозчикам придется уйти. Может возникнуть ряд неудобств». Но, по словам представителя госкомтранса, этого следует ждать не раньше лета, потому что «надо закончить учебный год в более спокойной обстановке» и подождать, пока общественным транспортом перестанут регулярно пользоваться студенты и школьники.
Представитель управления транспорта и связи мэрии Уфы Азамат Хатмуллин согласился, что «действительно, граждане могут испытать неудобство». Он напомнил о ситуации июля прошлого года, но отказался называть ее коллапсом, «как это делали СМИ»: «Это были задержки. Мы мониторили ситуацию: в принципе, ни один район города не был парализован. Неудобство возникло потому, что люди привыкли уезжать моментально, а тогда приходилось ждать по 10 минут».
В июле прошлого года руководитель регионального ГИБДД Динар Гильмутдинов заявил, что «если инспектор остановит водителя автобуса, который не имеет разрешения от муниципалитета, то мы будем штрафовать водителя на 20 тыс. рублей, юридическое лицо – на 300 тыс. рублей». Операция ГИБДД «Автобус», начатая тогда же, отчасти привела к тому, что часть общественного транспорта Уфы перестала выходить на линии. Однако кампания быстро сошла на нет: суммы, названные Динаром Гильмутдиновым, действительно внесены в КоАП, однако выяснилось, что ГИБДД не имеет права проверять документы такого рода: это делает только Ространснадзор. Сегодня на заседании было озвучено, что у регионального отделения этого ведомства не хватает человеческих ресурсов, чтобы вести такую работу регулярно (кроме того, назначенные штрафы централизовано оспаривались в суде юристами профсоюза перевозчиков). За 9 месяцев, прошедших с момента вступления закона в силу, Ространснадзор составил в регионе 400 протоколов на водителей и 14 протоколов на юридические лица, причем, как рассказали участники заседания, основная часть протоколов была составлена в июле прошлого года, когда шла кампания по борьбе с нелегальными перевозками в Уфе.