Башкортостан, 29 сен 2023, 09:09

Шик, блеск и глушь: как открыть глэмпинг в Башкирии и заработать на этом

Отельный комфорт в сельской местности — новый формат отдыха в Башкирии стремительно набирает популярность. Но эксперты предупреждают о мнимой простоте нового бизнеса
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Добраться до глэмпинга LIPA DA IVA в Гафурийском районе Башкирии — та еще задача. Из Уфы нужно ехать до села Толбазы, там свернуть на Красноусольск, а оттуда ехать еще 50 километров по гравийной дороге, петляющей между гор и сплошного лиственного леса. Тряский серпантин выводит в долину реки Зилим, к деревне Толпарово. Приезжая сюда, понимаешь, что дорога того стоила.

Дома в Толпарово — все как один из потемневших отесанных бревен, без обшивки и штукатурки, как принято строить в этих местах, — раскиданы по склонам на правом берегу речки. В двухстах метрах от крайнего дома уединился глэмпинг, скрытый с одной стороны соснами. Комплекс состоит из нескольких сафари-тентов — просторных палаток на каркасе, установленных на деревянных настилах. Есть также большой пати-тент — общее пространство и костровище с деревянными креслами вокруг. Отдельно стоит модуль с душевыми и туалетами. Ниже по склону и ближе к реке — баня. Все домики здесь смотрят в узкую долину, а позади — облесенные холмы. Во время закатов и рассветов здесь особенно красиво.

Нас встречают хозяева — Руслан и Яна Исхаковы. Они сразу приглашают гостей в пати-тент, угощают чаем с травами и рассказывают историю места.

Фото: LIPA DA IVA

Из авиастроения — в турбизнес

Коренные уфимцы Руслан и Яна Исхаковы пару лет назад решили кардинально сменить сферу деятельности. Окончив Уфимский авиационный университет в начале 2010-х, ребята делали карьеру по специальности. Руслан работал в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Яна — на Уфимском агрегатном предприятии «Гидравлика». Но все чаще посещала мысль о том, что хочется создать что-то свое. Это было в начале 2020 года.

Фото: Руслан Исхаков

«Я работал на заводе и мне хотелось смены деятельности. Сначала пришла идея делать бетонную мебель. Мы обсудили идею с другом, начали продумывать. Потом случилась пандемия, все начало закрываться. Мы немного испугались и решили отказаться от этой идеи, хотя было тяжело идти на попятный. Но мысль сменить вид деятельности меня не покидала», — рассказывает Руслан.

Уволившись с завода, молодые люди вспомнили свою давнюю мечту построить отель где-нибудь на берегу моря. Моря поблизости не оказалось, а на глаза все чаще стала попадаться информация о новом экологичном виде отдыха — глэмпинге. Во время пандемии все как раз заговорили о туризме в России, а глэмпинги были новой, «хайповой» темой. Так, неожиданно для всех и даже для самих себя, Исхаковы решили открыть свой глэмпинг.

Фото: LIPA DA IVA

«Я решил: если не можешь идти, хотя бы лежи в этом направлении. И мне как раз попалась статья в интернете. Начал читать, изучать. Мне понравилось. Правда, это была публикация где-то 2017–2018 года, и объем инвестиций был в два раза ниже. Но, думаю, попробуем. Попробуем сначала своими вложениями. Если не хватит — будем брать субсидии, гранты. Если и этого не хватит, то мы готовы были продать квартиру. Рассказали о своей идее родным и друзьям. Все нас поддержали, что порадовало», — говорит Руслан Исхаков.

К открытию собственного бизнеса семья подошла основательно. Сначала с Яной полгода изучали все, что есть по этой теме, вспоминает бизнесмен. Записались на курсы повышения квалификации в Российский государственный университет туризма и сервиса — РГУТИС, прошли двухмесячную акселерацию Ассоциации глэмпингов. Составили подробную бизнес-модель, прописав, кто будет целевой аудиторией, откуда она, из каких источников узнают об этом месте, в чем уникальное торговое предложение. Затем тщательно просчитали бизнес-план, и только потом начали искать место для будущего глэмпинга.

«Мы прошли два кризиса»

Запуск бизнеса в отдаленной деревне оказался куда более сложным квестом, чем поиски локации. Долго не могли начать оформление земельного участка. Ездили в местное лесничество раза три, поднимали карты, сверяли, искали свободный участок, подходящий по всем параметрам. Упорство оказалось не напрасным — землю подобрали. Более того, разрешенный вид использования подходил идеально — он предназначался для рекреационных целей, то есть для отдыха.

Фото: РБК Уфа

«В августе или сентябре [2021 года] мы только отмежевали наш участок. Само оформление, как правило, занимает 8-12 месяцев, в лучшем случае — 6–7 месяцев. А нам уже к следующему сезону нужно открываться», — вспоминает Руслан.

Чтобы максимально ускорить процесс, предприниматель начал осаждать ответственные ведомства — лесничество, администрацию района, министерство лесного хозяйства. Пришлось быть назойливым, но это принесло свои плоды: уже в феврале 2022 года участок выставили на аукцион. А в марте Исхаковым сообщили, что они получат землю.

«Еще до того, как мы железно знали, что земля наша, мы уже начали заказывать сафари-тенты. На них очередь примерно полгода. В связи с февральскими событиями начали расти цены. Мы стали просто все быстрее покупать», — рассказывает Руслан.

Начался этап самых больших расходов — строительство, которое длилось с конца апреля по начало августа. Основу инвестиций составили накопления семьи. Всего было вложено порядка 10 млн. руб.

Фото: LIPA DA IVA

«На сафари-тенты ушло примерно 2,5 млн руб. Все остальное — это инфраструктура и работа. Львиная доля расходов — это работа, материалы, наполнение. То есть стоимость собственно сафари-тентов — всего около 25% всей сметы. С электричеством нам повезло — столбы и трансформатор здесь уже были, нам оставалось подключить. С этим вопросом нам очень помогла администрация Гафурийского района», — говорит Руслан.

Летом глэмпинг LIPA DA IVA запустили. Предприниматель подводит итог: от появления идеи до открытия комплекса прошло примерно 2,5 года, а бизнес уже пережил два кризиса — сначала пандемию, а потом рост цен и санкции 2022-го.

Интерес туристов к загородному отдыху предприниматель объясняет тем, что местный рынок не насыщен предложениями подобного формата. Несмотря на обилие баз отдыха, туристических маршрутов и туров выходного дня, людям не хватает уединенного и комфортного пребывания именно вдали от города.

Фото: LIPA DA IVA

«Главная проблема, что никто не хочет строить на удалении от мегаполисов. Как правило, это труднодоступные места, где либо нет дороги, либо нет электричества, других инфраструктурных вещей. Нередко поблизости нет населенных пунктов, чтобы можно было привлечь сотрудников, наладить поставку фермерских продуктов и т. д. Поэтому многие открываются рядом с городами, в радиусе плюс-минус 50 километров. А на самом деле в этих пределах все перенасыщено, и застроено преимущественно типовыми средствами размещения — в основном это гостевые дома», — объясняет Руслан.

«Глэмпинг — это не просто палатка в поле»

Загородный отдых с отельным комфортом стал востребован в России, потому что удачно сложились сразу несколько факторов — рост внутреннего туризма, увеличение числа требовательных клиентов, «открытие» новых регионов, появление господдержки отрасли. Об этом РБК Уфа рассказали эксперты туриндустрии.

Исполнительный директор «Независимого гостиничного альянса» Андрей Михайлец отмечает, что глэмпинги — новый формат только для российского рынка. За рубежом, например, в Африке он существует давно.

«У нас драйверами его развития стали события последних лет — пандемия и так далее, плюс активность Ростуризма, который продвигал отдых в России. Объем внутреннего туризма значительно вырос, к тому же изменился, скажем так, портрет тех, кто стал путешествовать по стране — большой процент туристов теперь составляют обеспеченные люди, которые привыкли к отдыху в комфортных условиях», — говорит Михайлец.

Серийный предприниматель в сегменте HoReCa, основатель управляющей компании HotConsulting Роман Сабиржанов считает, что причины популярности глэмпингов лежат глубже и связаны со структурным изменением экономики и потребления.

«Сформировался тренд на экономику впечатлений, когда для потребителя получение эмоций при покупке товаров и услуг выходит на первое место. В этом смысле глэмпинг — пример идеального продукта. Он предоставляет человеку возможность испытать необычный и незабываемый опыт — отдых в стильных и экзотических жилищах, таких как шатры на деревьях или палатки-иглу, создает атмосферу приключения и романтики. И все это с полным набором удобств, включая кровати, мебель, электричество, санузел и горячую воду», — говорит Сабиржанов.

Сыграли и простые экономические факторы — новый сегмент бизнеса, низкая конкуренция, высокий неудовлетворенный спрос. При этом эксперты предупреждают: при всей привлекательности формата, создание глэмпинга требует не менее тщательного подхода, чем открытие отеля.

«Если мы говорим о действительно качественном глэмпинге, а не о “палатке в поле”, тогда очень много вложений будет затрачено на проведение коммуникаций: водоснабжение, электричество, канализацию и т. д. Фактически здесь не меньше расходов, чем у любой комфортной базы отдыха. Огромный риск связан с неправильным выбором земли. Есть масса вопросов, как правильно оформить участок, как его грамотно вводить в эксплуатацию. А вот специалистов, которые действительно разбираются в этой теме, пока мало», — говорит руководитель проекта «Охотники за Солнцем» в ГК Fantalis Наталья Кастрова.

Сколько это стоит

Отельер-практик Наталья Паращенко рассказала РБК Уфа, что поле первоначального ажиотажа вокруг формата глэмпингов игроки рынка поняли, что это — не легкий бизнес. Основные сложности как раз связаны с тем, что работать приходится в сельской местности, что ставит ряд вызовов.

«Взрывной рост глэмпингов начался в 2019 году. Тогда глэмпинг воспринимался как разновидность отельного бизнеса, но с меньшими инвестициями, более простыми и быстрыми согласованиями разрешительной документации и быстрыми сроками окупаемости. За прошедшие четыре года предприниматели в этой нише поняли, что бизнес на глэмпингах не настолько прост, как он изначально казался. Однако высокий спрос со стороны туристов, которые стремятся в уникальные уголки, быть ближе к природе, но при этом не потерять в комфорте, становится причиной появления все большего количества объектов», — говорит Паращенко.

Эксперт перечисляет семь основных вызовов глэмпельеров:

  • отсутствие законодательной базы;
  • сложность настройки сервиса (организация питания, уборки, дополнительных услуг);
  • организация досуга;
  • поиск и наем персонала;
  • сложности с динамическим ценообразованием, как в отелях;
  • сезонность бизнеса;
  • бюджетирование — расчет всех возможных расходов от строительства до индивидуальных косметических наборов.

Сооснователь сети глэмпингов «Под небом» Сергей Петров говорит, что скорость запуска и окупаемости этого формата гораздо привлекательнее отелей: на возврат инвестиций можно выйти за 5–6 лет, а в случае с гостиницей — только за 20 лет.

«Стоимость запуска отличается по форматам, так как те проекты, которые мы рассчитываем, сейчас стартуют от 50 млн руб. во всесезонном формате и доходят до 150–200 млн руб. Я бы не рассматривал глэмпинг как долгосрочную инвестицию, так как этот формат слабо капитализируется. В глэмпинге гораздо меньше амортизационный срок и гораздо больше необходимо вкладывать денег в поддержание нужного состояния, постоянно что-то ремонтировать и менять», — говорит Петров.

Маркетолог глэмпинга «Ново-Окатово» (Московская область) Евгений Резеньков приводит свои цифры.

«Везде ценник разный. Все зависит от стройматериалов, поставщиков домиков, типа домиков, стоимости аренды, коммуналки, топлива, зарплат персоналу и т. д. В нашем проекте стоимость первоначальных вложений была порядка 5–10 млн руб. в 2020 году. Сюда вошли домики и санблок. Сейчас мы постепенно достраиваемся — ресторан, бани, купели, причал», — рассказывает Резеньков.

Эксперт Роман Сабиржанов отмечает, что глэмпинги привлекательны также из-за отсутствия конфликта с природоохраной: некапитальные объекты можно размещать практически на любой особо охраняемой природной территории.

Время и место

Для глэмпинга крайне важно выбрать правильное место, говорит ведущий аналитик консалтингового бюро ATLAS Александра Тарханова. Вот почему этот формат популярен в национальных регионах. Кроме природных красот, здесь гостям можно показать местный колорит.

«Развитие глэмпингов — перспективное направление не только для природного, но и для сельского туризма, агротуризма и этнотуризма, которые набирают популярность в России. Поэтому глэмпинги могут делать ставку на включение культурных и гастрономических особенностей региона в свой бренд. Пример — этно-глэмпинг «Алтайское кочевье», где гостям предлагают жить в домиках-юртах, пробовать местную кухню и знакомиться с традиционной кочевой культурой», — говорит Тарханова.

Основатель и гендиректор сервиса бронирования отелей «Твил.ру» Алексей Черепахин уверен, что у места должны быть имя и легенда.

«Стоит учесть проходимость, актуальность места, насколько оно на слуху. Мало кто захочет посетить местность, о которой раньше ничего не знал и не читал, и жить там в шалашах, пусть даже и с удобствами. А вот если туристу предварительно рассказать о природных памятниках, о легендах этих мест, организовать экскурсии, водные и горные прогулки, создать интересные активности — тогда гости поедут», — советует Черепахин.

Ведущий менеджер сервиса для отельеров Bnovo Алина Николаева отмечает, что вокруг глэмпингов нередко возникают целые сообщества предпринимателей и гостей: они знакомятся на отдыхе и продолжают общаться в повседневной жизни.

«Мы видим среди владельцев глэмпингов очень дружное комьюнити: люди с удовольствием обмениваются опытом, активно общаются в закрытых чатах в мессенджерах и охотно помогают новым участникам рынка освоиться», — сказала Николаева.

Как открыть глэмпинг?

В министерстве предпринимательства и туризма Башкирии РБК Уфа сообщили, что в республике работают 82 глэмпинга. Из них 30 были открыты в 2022 году. Регион вошел в число победителей отбора Минэкономразвития РФ на предоставление в 2023–2024 годах субсидий на создание модульных некапитальных средств размещения. Средства направили на поддержку 16 проектов. Это позволит до конца 2024 года расширить вместимость номерного фонда на 500 мест.

Фото: пресс-служба главы РБ

«Для удобства инвесторов туриндустрии также сформирован пул земельных участков, предназначенных для развития глэмпингов и иных мест размещения. Проработан вопрос возможности предоставления земельных участков без торгов, внесены соответствующие изменения в региональное законодательство», — рассказали в Минтуризма.

В Корпорации развития республики дают пошаговую инструкцию для предпринимателей, которые хотят открыть глэмпинг:

  1. Выбор инвестиционной площадки. Землю под проект можно подобрать на Инвестиционной карте Башкирии, в онлайн-сервисе 3D-туров и на витрине проектов на «Инвестиционном портале» республики.
  2. Подготовка документов для включения в перечень приоритетных инвестпроектов республики. Документы нужно подавать в Минэкономразвития РБ.
  3. Презентация проекта на «Инвестчасе» — такие совещания проводятся на уровне главы республики, правительства и в каждом муниципалитете.
  4. Заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
  5. Заключение договора аренды земельного участка.
  6. Реализация инвестиционной стадии проекта — строительство и оснащение комплекса.
  7. Запуск глэмпинга в работу.

Глава Башкирии Радий Хабиров 23 сентября сообщил, что республика получает дополнительное финансирование из федерального центра на строительство модульных отелей, глэмпингов и кемпингов. Региону выделили 672 млн руб. Всего на эти цели в 2023–2024 годах Башкирия привлекла почти 1,5 млрд руб. Республика стала одним из лидеров в России по привлеченному финансированию. С помощью этих средств планируется реализовать 150 инвестпроектов в сфере туризма в 36 районах республики. Это значит, что еще больше неизвестных мест, сел и деревень станут местом притяжения туристов.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать