Банку «Траст» разрешили продать с торгов исторические здания в Уфе
Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск банка «Траст» к АО «Уфимский тепловозоремонтный завод» (УТРЗ). Кредитная организация требовала обратить взыскание на объекты заложенного имущества завода — комплекс зданий и земельных участков в Уфе на улице Вокзальной стоимостью более 772 млн рублей. Часть зданий являются объектами культурного наследия регионального значения.
Иск банка «Траст» проходит через судебные инстанции уже в третий раз. В 2019 году Арбитражный суд Москвы удовлетворил требования истца, это решение подтвердила апелляционная инстанция, но отменила кассация. При втором рассмотрении суды первой и второй инстанций отказали в удовлетворении иска, но дело дошло до Верховного суда, который вернул его на новое рассмотрение в московский арбитраж.
Требования банка к УТРЗ возникли вследствие неисполнения заводом обязательств по кредитному договору с банком «Башинвест» от 2009 года. Права требования перешли к «Трасту», который заявил о намерении реализовать заложенное имущество — 35 объектов недвижимости — с торгов.
Речь идет о комплексе «Паровозоремонтный завод (железнодорожные мастерские), место вооруженного отпора рабочих под руководством уфимского революционера большевика И.С. Якутова в 1905 году», который был признан объектом культурного наследия еще в 1949 году. В 2016 году УТРЗ заключил договор ипотеки на 35 зданий с «Рост Банком» по договору кредитования компании «Финвесторг-Уфа», материнской компании торгового комплекса «Центральный». Ныне обе организации признаны банкротами. В случае невыплаты займа объекты УТРЗ могли перейти к кредитору.
Позже права «Рост Банка» перешли к его правопреемнику ПАО Национальный банк «Траст». В 2019 году Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск банка о взыскании залогового имущества. Позже в дело вступило также Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ (Башкультнаследие), которое потребовало признать договоры ипотеки недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону Башкультнаследия. Из-за охранного статуса исторических объектов здания запретили передавать в залог и обращать в пользу банка. Но кассационный суд посчитал такую трактовку закона неверной. В частности, юристы банка указывали, что договор залога сам по себе не является сделкой по передаче прав на здания, а значит, и объектам культурного наследия с охранным статусом ничего не угрожает.
Арбитражный суд Москвы указал, что при реализации объектов культурного наследия с торгов организатор аукциона должен действовать в рамках законодательства об охране подобных объектов. Охранные обязательства также перейдут к будущему собственнику зданий.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель в разговоре с РБК Уфа указал на возможность обжалования этого решения. Участники дела могут обратиться в суд кассационной инстанции и в Верховный Суд РФ. Таким образом решение может вступить в законную силу лишь весной 2022 года.
«При этом шансы на его отмену вряд ли можно считать большими, учитывая, что дело вернулось на новое рассмотрение после его отмены Верховным Судом РФ. В резолютивной части решения от 23 декабря 2021 года суд первой инстанции указал, что при организации торгов, заключении соглашения об отчуждении имущества в отношении объектов культурного наследия необходимо учесть положения Федерального закона от №73-ФЗ “Об объектах культурного наследия”, требования охранного обязательства, с возложением на приобретателя обязанности по соблюдению установленных требований владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия. Именно на указанном положении акцентировал внимание Верховный Суд РФ, направляя дело на новое рассмотрение», — сказал Сергей Учитель.
АО «Уфимский тепловозоремонтный завод» было учреждено в 1993 году. До 2006 года общество имело форму собственности ФГУП и находилось в введении Министерства путей сообщения РФ. В настоящее время компания на 100% принадлежит Росимуществу. Предприятие занимается предоставлением услуг по восстановлению и оснащению железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава. Выручка компании в 2020 году составила 346,7 млн рублей, а чистая прибыль — 911 тысяч рублей.