В Башкирии планируют создать специальный административный район
Власти Башкирии в целях привлечения инвестиций планируют создать в регионе специальный административный район, об этом сообщил премьер-министр республики Андрей Назаров в отчете о работе правительства в Госсобрании РБ в среду, 30 марта. На сегодняшний день такие территории, известные как «русские офшоры», существуют на острове Октябрьский в Калининградской области и на острове Русский Приморского края.
«В целях привлечения инвестиций мы планируем создание в республике специального административного района, что потребует инициирования внесения изменений в федеральное законодательство. Здесь тоже мы уверены, что нам нужна совместная работа. Такой административный район есть в двух местах в Российской Федерации — в Калининграде и на Дальнем Востоке, поэтому мы бы хотели у себя такой особый административный район создать, который будет максимально благоприятствовать развитию экономики», — сказал премьер в обращении к парламентариям.
Специальные административные районы (САР) — территории с льготным налоговым режимом для инвесторов, созданные в 2018 году. Их главная цель — привлечение капитала зарубежных компаний россиян. Редомилиция, или смена корпоративной прописки, позволяет осуществить полную «миграцию» иностранной компании в Россию, то есть помимо смены налогового резидентства, сменить страну регистрации компании. На сегодняшний день в двух существующих в России САР зарегистрировано более 50 резидентов, большинство из них — в Калининградской области.
Компании-резиденты САР получают льготы в виде нулевого налога на полученные дивиденды при доле в капитале от 15%, пятипроцентный налог на переводы дивидендов за рубеж (для ПАО), 0% на доходы от продажи акций/долей в компаниях, 0% на доходы российских бенефициаров международной холдинговой компании (МХК) в виде прибыли компании.
Как сообщал РБК, в середине февраля Госдума приняла закон, разрешающий российским холдингам становиться резидентами САР и получать статус МХК. Ранее резидентами САР могли стать исключительно иностранные структуры.
Министр экономического развития России Максим Решетников 23 марта на примере Калининградской области сообщал, что развитие САР ведет к подъему экономики.
«Переезжая, бизнес перевозит не только капитал и центр управления, он должен обеспечить еще физическое присутствие на этих территориях. А именно создать определенное число рабочих мест и проинвестировать в экономику региона определенный объем средств. Это ведет к подъему экономики. И в конечном итоге это налогооблагаемая база. В Калининграде это уже ощутимый, значимый фактор развития региона», — отметил Решетников.
«Придется серьезно поработать»
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев в разговоре с РБК Уфа отметил, что если Башкирия докажет способность осуществить создание САР с правовой точки зрения, то федеральный центр может пойти навстречу республике и поддержать инициативу. Организация такой территории в регионе поможет привлечь инвестиции и создать рабочие места, но для этого региональным властям придется «серьезно поработать», считает эксперт.
«САР — это фактически офшор, способ привлечения инвестиций через различные льготы. Использование этого механизма вполне разумно. Но, во-первых, найдется ли сегодня иностранный капитал готовый к нам перейти и попасть под санкции. Если такой капитал и есть, то это капитал с Востока, а он сам не поедет, его привлекать надо. А хватит ли компетенций у региональных чиновников? Башкирский аппарат показал свою эффективность, но его опыт в международных делах ограничен. Во-вторых, САР не просто так создаются в пограничных регионах. Это с одной стороны снимает проблему логистики, с другой — иррационально повышает уверенность инвестора в том, что он сможет «вытащить» свои деньги. Башкирия находится в глубине страны и придётся приложить немало усилий для решения логистических и психологических задач. Создание САР в Башкирии — идея интересная, но трудности, встающие на пути ее реализации, будут большие», — сказал Журавлев.
Старший научный сотрудник Института стратегических исследований РБ, кандидат экономических наук Азамат Барлыбаев в разговоре с РБК Уфа отметил, что открытие САР в данном случае выглядит вполне логичным продолжением деятельности властей региона в части формирования дополнительных механизмов повышения инвестиционной активности, привлечения крупных инвесторов.
«Шансы на создание САР в регионе довольно велики, учитывая активную внешнеэкономическую деятельность предприятий республики, близость границы с Казахстаном. САР вполне может стать экономическим хабом для интенсификации взаимодействия с компаниями из стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества», — отметил Барлыбаев.
Шансы есть
Директор департамента по продажам финансовых продуктов и услуг инвесткомпании «Вектор Икс» Сергей Звенигородский отмечает, что из-за санкций функционирование российского бизнеса, прописанного в зарубежных офшорах, стало практически нежизнеспособно. Если раньше санкции осложняли лишь некоторый функционал компаний, то на текущий момент даже проведение элементарных транзакций или привлечение стороннего финансирования становится невозможным, считает аналитик.
«Сценарий массового возвращения бизнеса в Россию — это наиболее оптимальный вариант по его спасению. Учитывая, что в России всего два САРа, то в теории в ближайшие годы их потенциал может быть исчерпан, поэтому создание дополнительного специального района в Башкирии может быть целесообразно. САРы — это по большей части площадки с комфортным налоговым режимом для тех компаний, основная цель которых это международный бизнес. Учитывая, что сейчас период жестких и непредсказуемых санкций, ожидать, что международный потенциал российского бизнеса будет расширяться, на мой взгляд, нецелесообразно, вероятнее всего, он будет концентрироваться, соответственно, с этой точки зрения властям Башкирии будет необходимо достаточно серьезно обосновать целесообразность новой площадки, а также следует заранее понимать, каких резидентов можно будет привлечь», — говорит эксперт.
По словам Звенигородского, шансы на формирование САРа в Башкирии есть, если его условия будут привлекательны для нескольких крупных холдинговых структур. Правительству республики необходимо будет озаботиться условиями для формирования привлекательности переноса производства из Европы в Россию: а для этого нужны не только инфраструктурные блага, но и наличие кадров, логистических возможностей и дешевых ресурсов, отметил эксперт.
Определяющие факторы
Доцент Московского университета им. С. Ю. Витте Кирилл Парфенов считает, что перспективы создания САРа в Башкирии выглядят неоднозначно. По его мнению, организационные усилия и финансовые затраты на создание такой территории могут оказаться гораздо больше реального эффекта от нее для региональной экономики.
«С одной стороны, не стоит связывать успех территорий со специальными режимами только с "окраинной географией". Достаточно вспомнить, что к середине 2010-х две трети общего объема инвестиций приходились на три ОЭЗ: в Санкт-Петербурге, в Липецкой области и в Татарстане. Башкирия имеет сопоставимый со своим соседом ресурсный и инфраструктурный потенциал, поэтому в нормальных условиях САР здесь может оказаться привлекательным. С другой стороны, приход компаний определяется не только потенциалом территории, но и общей экономической ситуацией, а она в условиях санкций мало располагает к редомициляции из иностранных юрисдикций. Помимо жестких ограничений, негативное влияние оказывают и внутренние инициативы о национализации имущества международных корпораций, прекращающих или хотя бы приостанавливающих деятельность в РФ. Предполагать, что в таких условиях иностранные компании ринутся в новую зону с льготным режимом, было бы, мягко говоря, наивно», — говорит Парфенов.