Башкортостан, 30 окт 2016, 21:24

В Башкирии не хватает микропредприятий и инновационного малого бизнеса

Анализ малого и среднего бизнеса в республике показал, что в республике меньше среднероссийской доля инновационных и экспортоориентированных малых предприятий, зато есть значительный перекос в пользу торговли
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба торгово-промышленной палаты РБ

В Башкирии изучили ситуацию с малым бизнесом в рамках подготовки «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства» до 2030 года. По словам директора института социально-экономических исследований УНЦ РАН Дамира Гайнанова, по четырем основным параметрам республика пока имеет показатели выше среднероссийских, еще по четырем – ниже.

В первой группе, например, доля СМСП в валовом региональном продукте - 31,8% против 19,2% в ВВП по стране, число занятых в СМСП от общего числа занятых - 29,6% против 25,2%. Во второй - доля инновационной продукции, отгруженной малыми предприятиями - 0,6% против 1,6% по стране и доля СМСП в общем объёме экспорта - 3,2% против 5%, производительность труда - 0,82 против 0,9 млн рублей на человека.

- По большинству параметров мы входим в десятку регионов. Но последние три года динамика показателей - отрицательная. Количество предпринимателей снизилось, количество средних предприятий не растет, очень низка доля инновационной продукции. Вывод - малый и средний бизнес пока не стал сектором, оказывающим определяющее влияние на экономику республики, - говорит он.

Также эксперт, выступая на заседании в рамках Дня предпринимательства, отметил недостаточное соответствие уровня развития сектора СМСП республики международным стандартам. По последним данным в Башкирии очень мало микропредприятий (половина от необходимого), и нарушен структурный баланс. По международным стандартам для стабильной работы экономики количество микропредприятий и индивидуальных предпринимателей должно быть примерно равным, фактически же в республике соотношение 33:67. По видам деятельности нормально отношение производства, услуг и торговли 30:45:25, фактически же в Башкирии 16:38:46. То есть чрезмерный перекос в сторону торговли.

По количеству представителей малого и среднего предпринимательства в республике Башкирия занимает 75 место в России – всего 31 на 1000 чел. К слову, в четверг эту же информацию на заседании Общественного совета по улучшению инвестклимата озвучил перед главой председатель Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязитдинов.

– Это провал, недопустимо позорное место для нашей республики, – заявил в ответ Рустэм Хамитов, отметив неудовлетворительную работу ответственных за данное направление.

Трудности, с которыми придется столкнуться тем, кто будет воплощать стратегию в жизнь, ярким примером проиллюстрировал генеральный директор фонд развития и поддержки малого предпринимательства Денис Мусин – в Челябинской области для стимулирования развития малого и среднего бизнеса по некоторым видам деятельности ввели налоговые льготы. Их предприниматели оказались в куда более выгодном положении, чем республиканские, поэтому бизнесмены, в частности, из Белорецка, просто сменили юрисдикцию, перерегистрировавшись в соседней области…

С помощью "Стратегии - 2030" чиновники намерены увеличить количество предпринимателей в расчете на 1000 жителей, увеличить в 2,5 раза оборот субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), на 10% увеличить долю занятых в СМСП в общей численности занятого населения. Полный текст проекта программы доступен по ссылке.

До 5 ноября все желающие могут высказаться по проекту Стратегии, после она уйдет на доработку в институт социально-экономических исследований и госкомитет по предпринимательству и туризму республики, а до конца года ее внесут в правительство на рассмотрение.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла