Башкортостан, 30 дек 2021, 09:15

Курс на восстановление: как бизнес Башкирии пережил второй год пандемии

Эксперты и участники рынка оценили последствия ограничительных мер и эффективность господдержки
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Второй год пандемии, кампания по массовой вакцинации и система QR-кодов бросили новые вызовы предпринимательскому сектору республики. Как бизнес Башкирии пережил 2021 год и как работали меры поддержки, какие отрасли пострадали сильнее всего, а каким сферам удалось улучшить доковидные показатели — в материале РБК Уфа.

Адресная поддержка

В 2021 году бизнес вполне ожидаемо получал от государства меньше мер поддержки, чем в первый год пандемии. Были свернуты многие стимулирующие механизмы, такие как освобождение от арендной платы на госимущество, снижение налоговой ставки УСН и другие. В то же время государство продолжало поддерживать бизнес более адресно. Так, в ноябре, во время периода нерабочих дней предпринимателям предложили воспользоваться грантами в размере МРОТ на каждого сотрудника компании. Большинство заявителей должны были получить выплаты до конца декабря. Ее одна действующая сейчас мера поддержки — льготные кредиты на выплату зарплат ФОТ 3.0. Работодатели могут получить займы сроком до полутора лет по льготной ставке 3%.

По словам уполномоченного по правам предпринимателей в РБ Флюра Асадуллина, эти меры были востребованы бизнесом и помогли предпринимателям пережить самые тяжелые месяцы года.

«Меры поддержки были введены в основном в конце года. Это ФОТ 3.0 и грантовая поддержка. Но бизнесу больше понравилась последняя, поскольку она охватывала большое количество предпринимателей и проще оформлялась. ФОТ 3.0 тоже многие предприниматели смогли воспользоваться, но там были определенные ограничения: подпадали только те получатели, которые смогли ранее воспользоваться программой ФОТ 2.0. И потом, ФОТ 3.0, к сожалению, был строго привязан к количеству занятых в бизнесе. Если число трудоустроенных сокращалось на 10% и более, то предприниматель вылетал с льготной ставки 3% на 10% годовых», — рассказал бизнес-омбудсмен.

Третий пакет мер антикризисной поддержки был введен в Башкирии в феврале 2021 года. Он включал 66 мер поддержки на сумму 9,4 млрд рублей. В декабре Минэкономразвития республики анонсировало четвертый антикризисный пакет, его представят в начале 2022 года. Доминирующая часть этого пакета будет направлена на сельское хозяйство, мелиорацию, модернизацию сельхозтехники. Приоритетными направлениями станут Зауралье и северо-восток региона. 

Оправданные ожидания

Состояние бизнеса в республике в первую очередь и главным образом зависит от настроения предпринимателей, уверен еще один собеседник РБК Уфа, президент Ассоциации предпринимателей Башкирии Рустем Фатхуллин. По его словам, уходящий год дал многим бизнесменам надежду и даже оправдал прошлогодние ожидания.

«2021 год был легче, чем 2020, хотя бы по двум причинам, которые лежат на поверхности. В прошлом году, когда это все началось, был некий шок. Бизнес во многом был не готов. Во-первых, когда начало все закрываться, это был тяжелый удар. Во-вторых, когда начали переходить на удаленку — у кого это было возможно — многие были психологически не готовы. Ведь организовать рабочие места на дому еще можно было, но сам бизнес был не готов к такому формату работы. Хотя впоследствии бизнес начал привыкать и даже извлекать из этого какую-то пользу», — вспоминает Фатхуллин.

По его словам, бизнес-сообщество ожидает смягчения ограничительных мер в 2022 году, однако понимает, что в одночасье ситуация не исправится.

Адаптация сферы гостеприимства

Наиболее чувствительными к новым ограничительным мерам и введенной системе QR-кодов о вакцинации стали торговля, общепит и сфера услуг. По словам главы Ассоциации кулинаров, рестораторов и отельеров Башкирии Натальи Чибрикиной, для сферы гостеприимства год был очень сложным, однако предприятия смогли адаптироваться к новым условиям и практически все «остались на плаву».

«Наш регион в отличие от многих других более мягко и легко прошел этот период. Не было жестких ограничений в отношении ресторанного бизнеса, и компании сумели правильно выстроить работу с учетом новых правил. Мы научились работать в этих условиях. Надеемся, что следующий год будет значительно лучше и ярче, потому что летний период дал возможность немного выправить ситуацию. Да, уже нет очень больших доходов, но и без денег рестораторы не сидят», — прокомментировала она.

В 2021 году закрылось лишь небольшое число кафе, созданных «случайно» пришедшими в отрасль людьми, отмечает Наталья Чибрикина. При этом многие крупные организации и в сложный период открывали новые заведения. Компаниям помогло и большое число проведенных в республике мероприятий федерального уровня. Благодаря им Башкирия стала узнаваемой, а регион смог увеличить приток туристов. Самой большой сложностью года в ассоциации называют отток профессионалов — поваров и официантов. Рестораторы рассчитывали, что эта тенденция носит сезонный характер, однако кадровый дефицит сохраняется до сих пор.

Тяжелый год для фитнес-индустрии

Для фитнес-отрасли пандемия и связанные с ней ограничения повлекли значительные потери, сообщила РБК Уфа президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина.

«В 2021 году в России закрылось более 10% фитнес-центров, а в целом за почти два года пандемического кризиса рынок сократился на 40%. Потери в цифрах: минус 5,2 тысячи объектов, 249,6 тысячи сотрудников, 25,9 млрд рублей выручки», — прокомментировала она.

Елена Силина отметила, что фитнес-отрасль Башкирии одной из первых попала под действие ограничений. Антиковидные меры ужесточили в низкий сезон и в условиях сложной экономической ситуации. Тогда отрасль зафиксировала 90-процентное снижение покупательской активности, выручка упала на 65–75%, что привело к закрытию порядка 8–10% фитнес-клубов.

Согласно исследованию Национального фитнес-сообщества, падение рынка в Башкирии продолжится и в новом году. К настоящему времени закрылись фитнес-центры студийного формата и небольшие моноклубы, сильные игроки смогли адаптироваться к новым условиям. Это потребовало больших усилий и дополнительных средств, пришлось также вести информационно-разъяснительную работу с каждым клиентом, технологически оптимизировать доступ в клуб, предусмотреть бонусы и подарки для стимулирования вакцинированных клиентов.

Фаза депрессии для ТЦ позади

Введение ограничений во второй половине года негативно повлияло на трафик и товарооборот торговых центров региона, говорят участники рынка. Осенью после введения QR-кодов посещаемость ТЦ в Уфе в среднем снизилась на 20%.

Так, в ТРЦ «Планета» трафик вырос на 27% по сравнению с прошлым годом, но остался ниже на 11% показателя доковидного 2019 года. По словам исполнительного директора ТРЦ Заурада Юмакаева, сейчас товарооборот возвращается к докризисным значениям, бизнес и клиенты адаптировались к новым требованиям, но ограничения затрудняют полное восстановление отрасли.

«Все показатели говорят о том, что фаза депрессии постепенно остается позади, а впереди — подъем экономики. Мы не знаем, как будет развиваться ситуация с пандемией, но прогнозируем, что после снятия ограничений гости будут проявлять повышенный интерес к сегменту развлечений: кинотеатрам, детским развлекательным центрам, — и к общепиту: ресторанам, фуд-кортам и фуд-холлам», — прогнозирует Заурад Юмакаев.

Управленческая победа

Доля убыточных организаций в Башкирии за январь—октябрь 2021 года составила 28%, сократившись на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом показатели все еще выше допандемийных — за десять месяцев 2019 года доля убыточных компаний в регионе была равна 26,9%. Потери этих предприятий составили 15,4 млрд рублей, что в 2,2 раза меньше, чем в 2020 году, и на 2 млрд меньше показателей 2019 года. Данные РБК Уфа предоставил Башстат, в обзор попали организации без учета субъектов малого бизнеса, банков и некредитных финансовых организаций, государственных и муниципальных учреждений.

Сальдированный финансовый результат предприятий республики (прибыль минус убыток) за десять месяцев текущего года составил 296,3 млрд рублей, увеличившись за год в 2,7 раза. В прошлом году показатель за весь год был равен 115,9 млрд рублей, за 2019 год — 223,4 млрд рублей.

Просроченная кредиторская задолженность компаний в октябре 2021 года составила 29,5 млрд рублей (на 1,3 млрд больше по сравнению с декабрем 2020 года). При этом ее доля в общей задолженности снизилась на 0,1% до 4,3%. Доля просроченной дебиторской задолженности выросла за тот же период на 0,1% до 6,1%, в денежном выражении просрочка выросла на 10 млрд к декабрю 2020 года и составила 54,8 млрд рублей. В 2019 году доля просроченной кредиторской задолженности составляла 3,8%, дебиторской — 5,6%.

Главный аналитик ГК АЛОР Алексей Антонов в разговоре с РБК Уфа отметил, что рост сальдированного финансового результата предприятий в 2,7 раза «красноречиво указывает» на восстановление бизнеса.

«Очевидно, что бизнес сумел адаптироваться к новым условиям, в том числе и к удаленной работе, и к высокому спросу на доставку товаров. Этому способствовала развитость IT-инфраструктуры в России в целом и в Башкирии, в частности, высокий уровень проникновения доступа в Интернет, относительно высокая технологическая грамотность населения. Рост просроченной задолженности составил всего 4,4%, это сопоставимо или даже ниже официального уровня инфляции, и такой рост всегда сопровождает рост деловой активности», — отметил Антонов.

По мнению аналитика, точечные меры поддержки бизнеса позволили Башкирии и поддержать предприятия, и не вызвать сильного роста инфляции: «Это действительно управленческая победа, хотя граждане могут считать, что поддержка могла бы быть более массовой в отношении домохозяйств, но тогда действительно вряд ли можно было бы удержать инфляцию».

Доктор экономических наук, ректор Института развития образования Башкирии Азат Янгиров также отметил, что данные Башстата говорят о восстановительных процессах экономики в регионе.

«Очевидно, что Башкортостан движется в целом в тренде, в России также наблюдается возврат к целому ряду допандемийных показателей, к которым относится и уровень безработицы, и темпы роста ВРП, и темпы восстановления объемов инвестиций. В этом же тренде движется и республика, показывая даже опережающие темпы роста, о чем свидетельствуют достаточно неплохие показатели по темпам роста индекса промпроизводства, роста инвестиций», — отметил Янгиров.

Эксперт связывает рост просроченной задолженности предприятий с довольно жесткой политикой ЦБ РФ, так как увеличение задолженности является следствием в том числе непрерывного повышения ключевой ставки.

Индекс промпроизводства в Башкирии в январе—ноябре 2021 года составил 106,2% к аналогичному периоду прошлого года. В ноябре показатель достиг 121,1%. В России индекс промпроизводства за 11 месяцев и за ноябрь был на уровне 105,2% и 107% соответственно. Инвестиции в основной капитал в Башкирии в этот период составили 244,4 млрд рублей, что выше показателей прошлого года на 3,6%. Объем ввода жилья в регионе вырос на 24% и составил 2,6 млн кв. м. Оборот розничной торговли за 11 месяцев увеличился на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 895,8 млрд рублей.

По мнению экономиста Всеволода Спивака, уменьшение доли убыточных предприятий в 2021 году и увеличение сальдированного финансового результата, при прочих равных условиях, должно говорить о частичном восстановлении экономики после пандемийного кризиса. Эксперт отмечает, что необходимо уделить внимание именно оговорке «при прочих равных условиях».

«В "лобовую" сопоставлять прибыль 2019, 2020 и 2021 годов и делать однозначные выводы о восстановлении нельзя. Возьмем, к примеру, такую важную переменную, как инфляция, она сама по себе порождает "бумажную" прибыль в отчетах предприятий. К примеру, вы купили товары на 100 рублей в начале года и продали их за 108 рублей в конце года. С учетом инфляции выше 8% вы сработали в убыток. Но при расчете прибыли окажется, что вы получили 8 рублей прибыли. И с этой прибыли вы уплатите налоги. Результатом этой операции будет "бумажная" отчетная прибыль при фактическом убытке и снижении оборотных средств, измеренных с учетом инфляции», — говорит экономист.

Спивак также отмечает, что необходимо учитывать, что на финансовые результаты влияют низкие ставки по кредитам прошлых периодов, которые уже не отражают текущей ситуации. Сейчас ставки растут, но большая часть кредиторской задолженности компаний обслуживается по ставкам, сложившимися в 2019, 2020 годы и в более ранние периоды. Также, подчеркивает экономист, многие сырьевые компании из-за роста цен на сырье и материалы на мировых рынках реализуют свою продукцию по ценам, на которые год назад не рассчитывали, и это вряд ли можно назвать результатом повышения их эффективности.

Правильная политика

Директор Центра экономики регионов ЦСР Марат Фаттахов отметил, что 2021 год в Башкирии почти по всем ключевым макроэкономическим показателям уже превышает допандемийный 2019 год, что очевидно говорит о восстановлении экономики.

«По тем опережающим индикаторам, которые мы можем наблюдать, — выполнение бюджета, индекс промышленного производства, объем отгруженной продукции — мы действительно видим рост. И почти по всем показателям Башкирия превышает допандемийный 2019 год. Если говорить о консолидированном бюджете РБ, то мы видим рост поступлений налога на прибыль организаций — 53,6 млрд рублей против 52,3 млрд в 2019 году, а также рост поступлений налогов на доходы физических лиц. А это достаточно чувствительный показатель, который отражает доходы населения», — рассказал Марат Фаттахов.

Еще один индикатор, который пока не характеризует всю региональную экономику, но позволяет судить об идущих процессах, — это увеличение экспорта. Экспортно-ориентированный сегмент производственных предприятий в республике еще не широк, но он очень динамично растет, указывает эксперт.

«Правительство и Минэкономразвития РБ совместно с Российским экспортным центром и региональных институтов развития делали большой акцент на развитии экспорта готовой продукции. Открываются представительства, отправляются бизнес-миссии. Недавно была миссия в Казахстан, в начале декабря объемная делегация была в Беларуси, открываются торговые представительства в других странах. Это очень правильная политика», — подытожил директор Центра экономики регионов ЦСР.

Внешнеторговый оборот Башкирии в январе—октябре вырос на 21,5% и составил порядка 3,7 млрд долларов США. Экспорт увеличился на 17,6% до 2,9 млрд долларов США. Доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта составляет 68,1% или 1,8 млрд долларов США.

Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент