Башкортостан, 31 янв 2023, 11:21

Претензии МУП УИС к мэрии Уфы на 840 млн включат в дело о его банкротстве

Ранее кредитор компании потребовал привлечь администрацию города к субсидиарной ответственности по ее долгам
Читать в полной версии
Фото: РБК Уфа

Дело по иску МУП «Уфимские инженерные сети» (УИС) к администрации Уфы о взыскании 844,4 млн рублей убытков включат в дело о банкротстве предприятия. Об этом говорится в определении Арбитражного суда Башкирии. Суд решил, что претензии компании к своему учредителю могут быть объединены с требованиями других кредиторов к этому предприятию и его собственнику.

МУП УИС обратилось в суд в мае 2022 года, требуя взыскать с администрации города убытки за содержание и ремонт индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) — отопительного оборудования, установленного в многоквартирных домах Уфы. Мэрия передала предприятию это имущество в 2012 году и обязала содержать и ремонтировать ИТП. Компания оценила расходы на эти цели в 2012–2021 годах в 844,4 млн рублей.

«По мнению истца, убытки причинены в результате незаконных действий государственного органа, которым является учредитель МУП УИС в лице администрации городского округа город Уфа, принявшего в нарушение действующего законодательства постановления № 991 от 03.04.2012 года и № 3727 от 24.08.2012 года, тем самым возложив расходы по содержанию ИТП на истца», — говорится в определении суда.

Арбитраж ссылается на постановление пленума Верховного суда РФ, согласно которому претензии к контролирующим должника лицам должны рассматриваться в рамках дела о банкротстве. На этом основании дела будут объединены.

Ранее один из основных кредиторов МУП УИС — банк «Дом.РФ» — потребовал привлечь к субсидиарной ответственности по долгам предприятия администрацию Уфы и компанию «БашРТС».

Руководитель офиса юрфирмы «Арбитраж.ру» Артем Комсюков считает, что Арбитражный суд Башкирии в данном случае принял единственно правильное решение.

«Поскольку требования МУПа являются требованиями о взыскании убытков, то в силу прямого указания Закона о банкротстве все требования о взыскании убытков с контролирующих должника лиц, то есть с бывших руководителей и учредителей (участников, акционеров), подлежат рассмотрению в рамках дела о несостоятельности. Это верно не только с точки зрения закона, но и с точки зрения логики. Так, суд, который ведет дело о банкротстве знает лиц, обстоятельства, владеет информацией о должнике, что способствует принятию верного судебного акта», — сказал Комсюков.

Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Олег Пермяков полагает, что передача спора о взыскании убытков с учредителя организации-банкрота в основное дело о банкротстве является правомерным, поскольку данные требования будут рассматриваться в том же порядке, что и споры о привлечении к субсидиарной ответственности.

«Дело о банкротстве предполагает более сложный субъектный состав лиц, участвующих в деле: с недавних пор, например, к ним добавились лица, привлекаемые к субсидиарной ответственности. Также в обособленных спорах могут участвовать конкурсные кредиторы, которые могут иметь свою позицию по спору. Рассмотрение требований о взыскании убытков вне рамок дела о банкротстве повлекло бы за собой нарушение прав таких лиц на участие в споре о взыскании убытков, который предопределяет возможность погашения требований, заявленных в деле о банкротстве», — говорит Пермяков.

Адвокат коллегии адвокатов «Регионсервис» Станислав Соболев пояснил, что на уровне Закона о банкротстве и разъяснений Высшего арбитражного суда РФ были приняты положения о необходимости концентрации всех имущественных споров в деле о банкротстве.

«Такой подход удобен для арбитражного управляющего, поскольку ему как лицу, не имеющему полной информации о должнике, в такой форме удобнее отслеживать все события, которые имеют отношение к должнику. Кроме того, концентрация всех споров в одном деле позволяет кредиторам (в отличие от ряда зарубежных правопорядков) участвовать во всех обособленных спорах, а также эффективно контролировать действия арбитражного управляющего. Как верно указывает суд в определении, правом на предъявление иска о взыскании убытков, причиненных контролирующих лицом, обладают должник, его участники, арбитражный управляющий, а также кредиторы. Во избежание ситуации принятия противоречащих друг другу судебных актов в разъяснении ВС РФ отмечается, что требования всех этих лиц, имеющие единый предмет и основание, должны рассматриваться совместно в рамках одного дела», — говорит Соболев.

При этом сам по себе факт включения всех требований в одно дело о банкротстве не предопределяет судьбу таких требований, подчеркнул эксперт.

Как сообщал РБК Уфа, в сентябре 2022 года МУП «Уфимские инженерные сети» было признано банкротом. Процедуру несостоятельности компании в 2018 году инициировало ООО «БашРТС». Тогда была введена процедура наблюдения, с 2019 года — внешнее управление. В первой и второй очередях реестра требований кредиторов 58,7% приходится на долги перед «БашРТС» (1,135 млрд рублей) и 40,17% — перед АО «Банк ДОМ.РФ» (777,18 млн рублей).

МУП «Уфимские инженерные сети» зарегистрировано в апреле 2012 года. Учредителем выступает мэрия Уфы. Размер уставного капитала предприятия — 930 млн рублей. В 2021 году выручка предприятия составила 3,6 млрд рублей, чистая прибыль — 37,25 млн рублей.


Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.

Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях