Башкортостан, 15 дек 2015, 14:19

Крупным торговым сетям хотят запретить работать допоздна - эксперт

Обсуждается инициатива ограничить время работы магазинов крупных федеральных и международных торговых сетей.
Читать в полной версии
Фото: Олег Яровиков

Инициативу выдвинул директор девелоперской компании «М7», член общественного комитета при госкомитете по торговле и защите прав потребителей Виктор Перепелица. Суть ее заключается в ограничении времени работы магазинов крупных федеральных и международных торговых сетей (Лента, Метро, Ашан, Окей и др.), не зарегистрированных в качестве юридического лица по основному виду деятельности на территории Республики Башкортостан, до 19-00 местного времени.

Также предлагается ограничить время работы зарегистрированных в Башкирии магазинов, доля на рынке розничной торговли которых превышает 10%, до 21-00 в выходные и праздничные дни.

Как поясняет, господин Перепелица, основная цель инициативы – сформировать конкурентную среду и обеспечить благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в ритейле. По мнению активистов, сейчас крупные сети, генерируя на территории республики большую выручку, не платят здесь налоги и не дают развиваться небольшим местным ритейлерам. Виктор Перепелица считает, что не нужно «обольщаться» по поводу более низких цен в сетях и наличию акционных товаров: после того, как сеть завоюет рынок и станет доминирующей в регионе, цены на товары начинают расти. В пример эксперт приводит одну из наиболее развитых уфимских сетей, в которой при входе на рынок рентабельность была 2-3%, а в настоящее время – 10-11%.

Крупные сети от введения такой меры теряют чуть менее трети прибыли – 29%. Также расчеты, выполненные инициативной группой на основе данных по двум федеральным сетям с товарооборотом в месяц более 800 млн рублей, показывают, что на время после 19 часов приходится около 27% трафика и 29% товарооборота.

Авторы инициативы считают, что сокращение времени работы федеральных и международных операторов, не зарегистрированных в регионе, позволит значительно увеличить выручку магазинов у дома и небольших торговых сетей. Отмечается и снижение транспортной нагрузки в часы пик вокруг крупных торговых центров и гипермаркетов. С другой стороны, предполагается, что ввод ограничений подвигнет сети регистрировать свои магазины в качестве юридических лиц в Республике Башкортостан и платить здесь налоги.

По данным федеральной антимонопольной службы, Башкирия является одним из аутсайдеров рейтинга российских регионов по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды за 2014 год. В числе 82 регионов республика наряду с Саратовской и Тюменской областями занимает 64–66 места. Исследование, как следует из пояснительной записки к нему, учитывало несколько критериев: количество работающих в регионе предприятий, число жалоб на нарушения антимонопольного законодательства в ФАС, состояние товарных рынков.

Председатель Совета директоров ЗАО «Башбакалея», руководитель Группы компаний «Батыр» депутат Госсобрания Ильдар Гарифуллин считает, что местным ритейлерам эта инициатива «не особо поможет, так как крупные федеральные и международные компании имеют лучшие закупочные условия, которые отражаются в привлекательной цене на полке в магазине. Кроме того, у крупных ритейлеров лучше развиты маркетинговые технологии, логистика, более квалифицированный персонал». Местным ритейлерам необходима кооперация, считает депутат. Только объединившись, они смогут улучшить сервис и условия работы с поставщиками, создать конкуренцию крупным федеральным и международным ритейлерам. «С точки зрения антимонопольного законодательства закон должен быть един для всех участников рынка. Инициатива нарушает здоровую конкуренцию, а это – не правильно».

Заместитель руководителя сети магазинов, работающих под вывеской «Семейный», Елена Герасимова рассказала РБК-Уфа, что давления со стороны крупных сетей не испытывают: «У нас достаточно своих покупателей, мы практически не пересекаемся с сетями. Для нас реализация этой инициативы существенного значения иметь не будет».

Региональные производители продуктов питания также оценивают инициативу неоднозначно. «Любые ограничения несут наряду с положительными моментами и много отрицательных, - говорит коммерческий директор «Уфагормолзавода» Дмитрий Иванов. - Во-первых, покупателям будет неудобно, а это всегда плохо для торговли. Во-вторых, для производителей, которые уже представлены в крупных сетях, снижение оборачиваемости полки означает падение выручки. Конечно, проблемы со входом местных производителей в крупные сети есть, и их нужно решать, но другими методами».

Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple