У контрольно-счетной палаты Башкирии нет претензий к стройкам ШОС-БРИКС
В республиканском контрольном ведомстве подвели итоги 2015 года. Основной целью проверок (всего их провели более ста) было выявление нецелевого и неэффективного использования средств, выделенных из бюджета Башкирии. Тренд с ростом количества нарушений переломился. В прошлом году ведомство выявило нарушений на 10 млрд рублей, сообщалось также, что по сравнению с 2013 годом наметился рост их объема «в полтора – два раза». 2015 год завершился более спокойно: объем нарушений и недостатков оценен в 7 млрд рублей.
Аудит средств, выделенных на подготовку и проведение уфимских саммитов ШОС и БРИКС, не принес сенсаций. Во-первых, контрольно-счетный орган сосредоточился лишь на некоторых объектах. В отчете сказано, что «проверочные мероприятия проводились в отношении работ по капитальному ремонту концертного зала «Башкортостан» и Башкирского государственного театра оперы и балета». Эти объекты не были ни центральными площадками саммитов, ни самыми масштабными стройками. В театре ужинали главы государств, а в концертном зале выступал «Кремлевский балет». Объем средств, охваченных проверкой КСП, составил всего 3 млрд рублей. Во-вторых, ведомство не сообщило о каких-либо значимых нарушениях, выявленных этой проверкой. По словам главы палаты Салавата Харасова, этих нарушений «удалось избежать» – в связи с тем, что «в ходе проверки было обеспечено своевременное выявление рисков неэффективного использования государственных ресурсов».
Кроме того, на протяжении года ревизоры проверяли строительство социальных объектов и пришли к выводу, что эта процедура в Башкирии не прозрачна, а «несогласованность действий застройщика и заказчика приводит к неэффективным затратам бюджетных средств».
В качестве примера приводилось строительство корпусов Мишкинской центральной районной больницы. В апреле, когда проводилась проверка, выяснилось, что строительство ведется уже 15 лет, причем его периодически начинали «с чистого листа» на новом участке, потому что прежний фундамент приходил в негодность. Только на последнем этапе (с 2010 года) на долгострой потратили более 300 млн рублей, обнаружились множественные нарушения. «Некачественно выполненная проектно-сметная документация проходит государственную экспертизу и получает положительное заключение», – недоумевал господин Харасов. Ранее аудитор КСП докладывала, что ошибка при проектировании здания была столь существенной, что «при переходе из одного корпуса в другой надо было прыгнуть почти на полметра».
Причину увидели в том, что «функции государственного заказчика объектов возложены на непрофильные министерства и ведомства» (в случае с Мишкинской ЦРБ это был региональный минздрав). Контрольно-счетная палата предложила правительству Башкирии рассмотреть вопрос о передаче функций заказчика при возведении социальных объектов одному органу – госкомитету по строительству.
По итогам года возникли пожелания и к другим ведомствам. В частности, Минтруду «предложено обеспечить контроль за сохранением рабочих мест для инвалидов» (аудит охватывал госпрограммы по содействию занятости населения в Башкирии). О финансовых итогах этих проверок не сообщается, известно только, что КСП выступила с несколькими законодательными инициативами.
Главу региона Рустэма Хамитова ревизоры попросили ввести финансово-экономическую экспертизу проектов госпрограмм и «рассмотреть вопрос о персональной ответственности должностных лиц». Это было сделано в связи с тем, что «целевые индикаторы ряда госпрограмм не соответствуют тенденциям экономического развития республики, не все исполнители и координаторы госпрограмм готовы нести ответственность за проделанную работу». Известно, что глава Башкирии согласился с этим предложением и дал соответствующее поручение правительству региона.