Ревизоры нашли нарушения в финансировании профобразования в Башкирии
Контрольно-счетная палата Башкирии обнародовала результаты проверки использования бюджетных средств, выделенных на развитие профессионального образования в регионе. Речь идет о сегменте средне-специальных учебных заведений (высшие целиком находятся на федеральном финансировании).
Сегодня в Башкирии функционируют 109 ССУЗов, в которых учатся 74 тыс. человек. Министр образования республики Гульназ Шафикова рассказала, что «Башкортостан не только сохранил сеть училищ и колледжей, но и продолжил ее развивать», чем выгодно отличился от многих соседних регионов. Вместе с тем, некоторые показатели, озвученные ревизорами КСП, были далеки от оптимистичных. «По обеспеченности студентов жилой площадью, компьютерной техникой, необходимости проведения капитального ремонта учебных корпусов мы занимаем последнее место среди субъектов Приволжского федерального округа», – сказано в докладе.
За три года на модернизацию отрасли в рамках одной из республиканских программ (в республике действуют две практически дублирующие друг друга программы) было направлено около 550 млн рублей: 230 млн – из бюджета Башкирии, 89 млн – из федерального бюджета, еще 224 млн – средства работодателей, заинтересованных в подготовке профессиональных кадров по целевым программам.
На развитие инклюзивного обучения направили всего 7 млн рублей (около 1%). Выборочные проверки заставили ревизоров усомниться в том, что даже эти средства были распределены правильно. В частности, в трех из четырех проверенных колледжей в Уфе и Нефтекамске «средства, выделенные на программы, адаптированные для лиц с ограниченными возможностями здоровья (2,1 млн рублей), фактически направлены на приобретение компьютерной техники».
Проверка обнаружила ряд как конкретных нарушений в проверенных колледжах, так и системные проблемы госпрограмм: отсутствие оценки качества, механизмов перераспределения средств, системы мониторинга и т.д. Вместе с тем, Контрольно-счетная палата не назвала конкретные объемы нарушений и суммы, использование которых было бы признано нецелевым. У членов коллегии не возникло вопросов к министру образования, возможно, в связи с тем, что в этой должности Гульназ Шафикова работает менее полугода. Вместо этого члены коллегии вписали в отчет министерство культуры и агентство по печати как «ведомства, которые могли бы формировать общественное мнение». Глава КСП Салават Харасов считает, что системе профобразования необходимо «повышение престижа рабочих профессий так, как это делалось в советское время: с помощью фильмов, спектаклей, книг, песен, прославляющих человека труда». По его мнению, этой задачей и могло бы озаботиться региональное минкультуры. Что касается министерства образования, то Контрольно-счетная палата ограничилась рекомендацией устранить выявленные недостатки.