Башкортостан, 18 мар 2016, 11:37

Кризис «просадил» общепит и бытовой сервис Башкирии на 8-14%

Статистики проанализировали ситуацию на потребительском рынке республики в 2015 году. Цифры показывают, что люди пытаются экономить на продуктах и услугах общепита.
Читать в полной версии
Фото: Олег Яровиков

Ситуация на потребительском рынке Башкирии характеризуется снижением как оборота розничной торговли и общественного питания, так и объёмов бытового сервиса. Об этом свидетельствуют данные регионального органа Росстата за 2015 год.

Так, годовой оборот розницы в товарной массе сократился, по сравнению с 2014 годом, на 12% до 784,7 млрд рублей. При этом если непродовольственный сегмент розницы (394,7 млрд) потерял за год 10,1%, то пищевой, куда, помимо собственно продуктов питания, статистика включает также напитки и табачные изделия, сократился на 14,6% (до 390 млрд).

По абсолютному показателю розничного товарооборота Башкирия лидирует в Приволжском федеральном округе и входит в первую десятку российских регионов. Если пересчитать эту цифру на душу населения, то лидерство в Приволжье перейдёт к Татарстану.

Сопоставимо с динамикой продовольственной розницы снизился и оборот общепита. За год заведения общественного питания потеряли 14,4% оборота — годовой объём сложился на уровне 30,1 млрд рублей.

Бытовой сервис, на 67% формируемый индивидуальными предпринимателями, потерял в прошлом году 7,9%. Жители Башкирии воспользовались разного рода бытовыми услугами на 30,4 млрд рублей. Структурных сдвигов в этом сегменте не наблюдалось. Как и прежде, наибольший стоимостной вес в общем объёме бытового сервиса имеют ремонт и строительство жилья, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования.

Интересно, что вырос спрос на парикмахерские и косметические услуги — их совокупный объём увеличился в сопоставимых ценах на 15,7%, по сравнению с 2014 годом. То же можно сказать об услугах бань, душевых и саун (на 14,4%).

Вопрос влияния кризиса на потребительский рынок поднимался накануне в Госсобрании Башкирии, на круглом столе по проблемам сельской торговли. По словам замминистра сельского хозяйства республики Юрия Лысова, «в период введения санкций удалось высвободить полочное пространство в торговле, что повысило объём реализации товаров республиканских производителей». Речь шла, в частности, о росте производства сливочного масла (+15%) и сыров (+5%), об увеличении поставок в другие регионы растительного масла (+22% по нерафинированному и +4% по рафинированному) и спирта (+16%).

Однако руководитель управления Федеральной антимонопольной службы Зульфира Акбашева назвала «высвобождение полок» «не самым хорошим направлением деятельности» ведомств. Она напомнила, что покупательская способность населения в Башкирии невелика (12-е место из 14 регионов Поволжья). Опустевшие полки ситуацию не улучшают, а снижение цен в сетях происходит не от хорошей жизни, а от неспособности населения покупать дороже. Она призвала не фетишизировать вопрос о преимуществе местных товаров: «Мы произвели 100 кг масла, и что мы его дома продали, что в Татарстане, что на Севере – разницы нет. Радоваться только тому, что мы его у себя продали – тенденция отрицательная».

Говоря о развитии конкурентного рынка, Зульфира Акбашева призвала «не делать так, чтобы работа сетей ухудшилась и мы достигли их уровня таким образом». Она напомнила, что сельхозпроизводителей в Башкирии «не так-то много, наша переработка не увеличивается», а значит, местный товар вряд ли сможет сразу заполнить опустевшие полки.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Чем ИИ-бот от Цукерберга оказался лучше даже платной версии ChatGPT