В университетах Башкирии откроют школы для одаренных детей
В Башкирии разработана концепция развития одаренных детей, которая была сегодня представлена на итоговой коллеги регионального министерства образования. Одной из ее основных задач является создание предуниверсариумов – школ в университетах Башкирии. В них будут обучаться учащиеся 10 – 11 классов из числа одаренных детей. Заместитель премьер-министра правительства Салават Сагитов подчеркнул, что это идея на 100% поддержана ректорами вузов.
Новая система по отбору детей включает в себя три этапа. На районном уровне способные дети смогут проходить обучение в муниципальных школах-интернатах, которые сегодня больше выполняют социальную функцию. С 5 по 9 класс свое обучение они продолжат в 10 межмуниципальных ресурсных центрах, который будут создаваться по окружному принципу. И третий этап – школы в университетах. Салават Сагитов пояснил, что они будут входить в состав вузов, а не будут при них.
Обучение в школах будут вести вузовские преподаватели. И с большей вероятностью выпускники предуниверсариумов останутся учиться в своих вузах, которые сегодня нуждаются в качественных по уровню образования абитуриентах. Ранее РБК-Уфа писал, что, по данным Минобразования, учиться в другие регионы из Башкирии уезжает около четверти всех выпускников школ и шансы на их возвращение в малые города и, тем более в села, минимальны.
Особенно ярко эта тенденция видна в отдаленных от центра районах Башкирии. К примеру, в Учалинском районе в 2010-2015 годах в вузы республики поступило от 17,5 до 22% выпускников, а учебу в других регионах выбрало от 47% до 55%. Немногим лучше обстоят дела Нефтекамске, где в 2015 году за пределы региона выехали 47% выпускников.
- Практическая работа по открытию школ в государственных вузах Уфы начнется уже в будущем учебном году. Нужно будет подготовить соответствующую юридическую базу, выделить помещения для учебных классов, закончить разработку учебных программ, - рассказал РБК-Уфа вице – премьер республиканского правительства Салават Сагитов.
По его словам, дети не виноваты в том, что они родились в деревне или маленьком городе, нужно разглядеть их таланты и развивать в любом случае. В Башкирии до этого отсутствовала система по работе с одаренными детьми. Хотя в республике есть хорошие педагоги, научные наработки, вузы, которые входят в различные рейтинги.
Сейчас республика уступает соседним регионам по качеству школьного образования. Ректор института развития образования Башкирии Рамиль Мазитов рассказал, что в прошлом году только 97 школьников приняли участие во всероссийский олимпиадах и только 4 стали победителями и 31 – призерами. В соседнем Татарстане в них приняли участие 280 школьников, и половина из них заняла призовые места. Качество работ наших участников олимпиад было на уровне 36%, в Челябинской области и Татарстане – 50%.
- На каждую тысячу детей в Башкирии примерно приходится 70 одаренных ребят. То есть ли если мы возьмем общее число школьников – 465 тысяч, то 32,5 тысяч из них можно считать одаренными. В концепции мы преследовали цель разработать модель поэтапного сопровождения талантливых детей в учебе, - сказал Рамиль Мазитов.
В документе прописаны система стимуляции педагогов и учеников, организация работы единого образовательного портала «Одаренные дети», обучение учителей-тьюторов, которые будут сопровождать талантливых школьников. Разработчики концепции, которая рассчитана на шесть лет планируют создание инновационных и стажировочных площадок. В Башкирии появиться свой аналог всероссийского образовательного центра «Сириус».