Башкортостан, 11 июл 2018, 10:17

Поддержка одаренных детей в Башкирии «пробуксовывает»

В правительстве обсудили поддержку одаренных детей Башкирии.
Читать в полной версии
Фото: Андрей Старостин

Вопрос поднимается на республиканском уровне не впервые, однако существенных результатов пока нет.

- Мы видим, что пока есть определённая пробуксовка. Мы всё ещё только ищем направление, в котором нужно работать в этой части, - сказал, открывая совещание, Рустэм Хамитов.

Основной причиной «пробуксовки» глава Башкирии назвал проблемы в межведомственном взаимодействии:

- У нас в этой сфере работают министерства образования, культуры, молодёжной политики и спорта, муниципалитеты, вузы, общественные организации. Но между ними нет активной связки в этой части, нет центра реализации единой политики в этом направлении.

Рустэм Хамитов отметил также отсутствие авторских школ, «где работал бы крупный специалист, у которого были бы какие-то последователи, ученики, и вместе они создавали бы новый формат образования», снижение позиций республики в олимпиадном движении.

- Понимаем, что усилиями только учителей-энтузиастов добиться хороших результатов невозможно. Нужна система выявления, сопровождения, закрепления этих ребят в нашей республике, - заключил глава региона. - Нам нужно, чтобы талантливые, одарённые, самые способные дети работали здесь, у нас в республике, не уезжали. Понимаем, что этот процесс – отъезд способных ребят на учёбу в другие города – может быть, объективен в известной части. Но нам надо уметь возвращать этих ребят обратно, создавать для них условия, формировать новые рабочие места. Это самостоятельная, крупная проблема.

Министр образования Башкирии Гульназ Шафикова рассказала, что в республике разработана концепция развития одарённых (талантливых) детей и молодёжи. Сейчас она проходит согласование в региональном Минфине, объёмы и источники её финансирования пока не определены. Документ, в частности, предполагает формирование системы поддержки молодых талантов, повышение квалификации учителей, а также более тесное взаимодействие с вузами республики.

Два года назад аналогичный разговор состоялся на традиционном летнем педсовете. Тогда министр образования Гульназ Шафикова говорила: «Мы мало внимания уделяем учебно-тренировочным сборам, не приглашаем ведущих педагогов страны, у нас нет систематического виртуального индивидуального сопровождения одаренных детей. С целью исправления данной ситуации на 2017 год предусмотрено в 2,6 раз больше финансовых средств, а один из грантов, направленных на развитие электронного образования, предполагает создание виртуальной образовательной среды для комплексного сопровождения одаренных школьников». Судя по сегодняшнему положению дел, ситуация принципиально не изменилась. 

Кроме грантов, анонсировалось открытие предуниверсариумов. Два новых учреждения уже должны начать работу 1 сентября. Первый из них будет открыт при Уфимском государственном нефтяном техническом университете и инженерном лицее-интернате. Второй предуниверсариум будет обучать одаренных детей на базе Республиканской художественной гимназии-интерната имени Давлеткильдеева, Учебное заведение ведет этот проект совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом. В гимназии помимо художественного появятся гуманитарный и филологический профили. По словам Гульназ Шафиковой, прием в предуниверсариумы уже объявлен, конкурсный отбор будут вести педагоги вузов. В них будут обучаться учащиеся 10 – 11 классов из числа одаренных детей.

Кроме того, в прошлом году республика подавала заявку на создание одного научно-образовательного математического центра и даже вошла в шорт-лист Минобразования. Но региональный математический центр, который должен был «обеспечить мировой уровень исследований и подготовки кадров для дальнейшего движения в науку», так и не был создан. 

На прошедшем накануне совещании в правительстве высказывались разные идеи поддержки одаренных детей. Ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета Рамиль Бахтизин отметил, что республике необходим собственный рейтинг школ, который не только бы учитывал успехи абитуриентов на федеральном уровне, но ориентировался бы прежде всего на интересы региона. Сегодня вузам республики для более системной работы не хватает базы одарённых школьников.

По словам ректора Башкирского государственного педагогического университета Раиля Асадуллина, Башкирии необходимо развивать собственные центры одарённости по аналогии с сочинским «Сириусом». Подготовка школьников в федеральном образовательном центре ориентирует их на поступление в крупнейшие вузы страны, в то время как создание подобных центров в республике позволило бы предотвратить «утечку мозгов» в другие регионы. Рустэм Хамитов в этой связи предложил рассмотреть возможность создания одного из таких центров на базе детского санатория в Крыму, который ранее был передан республике. Проведение учебно-тренировочных сборов позволило бы более рационально использовать площади санатория.

Ранее РБК-Уфа писал, что сегодня республика уступает соседним регионам по качеству школьного образования. Ректор института развития образования Башкирии Рамиль Мазитов на коллегии минобра в феврале 2018 года говорил, что в прошлом году только 97 школьников приняли участие во всероссийский олимпиадах, из них всего 4 стали победителями и 31 – призерами. В соседнем Татарстане в них приняли участие 280 школьников, и половина из них заняла призовые места. Качество работ наших участников олимпиад было на уровне 36%, в Челябинской области и Татарстане – 50%.

- На каждую тысячу детей в Башкирии примерно приходится 70 одаренных ребят. То есть ли если мы возьмем общее число школьников – 465 тысяч, то 32,5 тысяч из них можно считать одаренными, - сказал Рамиль Мазитов.

Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Чего ждут и боятся FMCG-компании — опрос 100 СЕО и топ-менеджеров
Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах