Как делают бизнес в Башкирии, 03 дек 2015, 08:01

Как магазин спортивных товаров вырос в крупную федеральную сеть

Сеть спортивных магазинов «Чемпион» – один из немногих успешных проектов из Башкирии, получивший распространение в других регионах России: 29 мультибрендовых магазинов работают в 10 регионах страны.
Читать в полной версии

Первый розничный магазин сети был открыт в Уфе в 2002 году. В 2005-м «Чемпионы» появились в Оренбурге и Тольятти, а сегодня 29 магазинов работают также в Казани, Тюмени, Новосибирске, Новокузнецке, Челябинске и других городах десяти российских регионов. Торговая сеть ориентируется как на профессиональных спортсменов, так и на любителей активного отдыха, позиционируя себя как мультибрендовый «спортивный магазин для всей семьи». Ассортимент «Чемпиона» насчитывает 25 тысяч товарных позиций. В 2006 году в Уфе был открыт фитнес-парк «Чемпион» – одна из крупнейших в городе площадок для фитнеса.

РБК-Уфа побеседовал с основателем, владельцем и директором этой спортивной империи Адилем Юлдашевым. Разговор получился не столько про сам бизнес, сколько про отношение к нему. 

Вспомним самое начало. Каково было с красным дипломом медицинского института уйти в никуда?

В начале 90-х два медика (супруга у меня тоже врач) в одной семье - это было роскошью, поэтому один стал лечить, а другой – кормить семью. Это были времена романтического капитализма. Жизнь на бешеном адреналине, когда рядом с тобой такие же молодые парни могли за один день взлететь до небес и рухнуть за пять минут, когда бухгалтер, решившая, что платежку в банк можно отвезти и после обеда, могла разорить крупную компанию из-за резкого скачка валюты. Когда ты выбираешь – по Дарвину – в какой пищевой цепочке будешь участвовать: джип-цепь-тюрьма, или все-таки травоядной. Я благодарен тому времени. Сейчас мы стали мудрее и пугливее, респектабельнее и слаще, променяв драйв на философию, другой бизнес – другое время. Не знаю, скажу ли я ему спасибо.

Вы творческий человек, в этом может убедиться каждый, кто читал ваши колонки в уфимских изданиях или посты в соцсетях. Одна из идей книги «Generation P» Виктора Пелевина в том, как творческий человек, попадая в бизнес-сферу, то ли подчиняет всю систему себе, то ли растворяется в этой системе. Вы, как творческая личность, не ощущаете себя «белой вороной» в бизнес-сообществе?

По-моему, как раз творческих людей среди нас очень много. Как там в кино говорили: «Вот у меня один друг, тоже ученый, он десятку за полчаса так нарисует, не отличишь от настоящей». Для многих бизнесменов как раз деньги – это и есть возможность заниматься своим любимым делом. Я понимаю, что вам для интервью, наверное, нужны были другие герои, которые, как Данко, не пожалели бы своего горящего сердца, освещая им дорогу в бизнес для страждущих стартаперов. Но я не хочу, чтобы бизнес полностью поглотил мои жизнь и разум, не оставляя другой реальности.

Почему вам удалось то, что не удалось другим – создать федеральную сеть и выйти за пределы региона?

Многие из нас занимаются бизнесом, получают прибыль. Но является ли он настоящим? Попробуйте открыть успешно функционирующие в Уфе ресторан или магазин в другом регионе. Где не будет вашего постоянного личного контроля над персоналом, где не будет административного ресурса – а у ваших конкурентов из местных он будет. Когда месяц прибыльной работы вы будете отмечать, как Carnevale di Venezia, вместе с людьми в масках и выемкой документов. Когда персонал находится за тысячи километров и работает автономно. И вот если в этих условиях ваш бизнес будет прибыльным, – тогда он настоящий. Технологии построены грамотно, и вы можете свой бизнес тиражировать.

Ваши первые бизнес-идеи были похожи на то, что есть сейчас, или это было что-то совсем другое?

Да. Мы как-то сразу выбрали нишу спортивного масс-маркета, так до сих пор и работаем в ней. Хотя сейчас уже идет революция в ритейле. Мы понимаем, что уже отстаем и пытаемся запрыгнуть в последний вагон. Лидеры, которые когда-то вырвались далеко вперед, вдруг оказались еще если не у разбитого корыта, то точно в старом формате. Посмотрите, как спешно меняются, казалось бы, незыблемые десятки лет лидеры рынка не только России, но и мира.

Электронная коммерция меняет коренным образом расстановку на рынке. Кто не успел вовремя оценить ее преимущества, теряет долю рынка. Через полгода мы запускаем новый пилотный формат магазина. Надо это было делать раньше. Вполне вероятно, что через несколько лет останется только цепочка производитель-шоурум (помещение с образцами товара) – фулфилмент какой-нибудь одной или двух крупных компаний (тот, кто принимает заказ и доставляет до клиента).

Как родился ваш бизнес? 

Начинали мы свой бизнес в середине 90-х в развалинах уфимского стадиона «Динамо». В комнатке 20 квадратных метров. Самое яркое впечатление от нашего первого офиса – это крысы. От первой партии кожаных коньков за одну ночь остались только лезвия... Сначала мы развивали только оптовое направление, а с 2002-го начали развивать и розничную сеть. Кроме торговли, мы занимаемся услугами (фитнес клуб) и производством.

Как вы переживаете кризис?

Очень переживаем. Спортивный бизнес я называю «хрустальным». Потому что при уменьшении реальных доходов во время кризиса спортивные товары – это та статья расходов, которая пойдет в семейном бюджете под сокращение одной из первых. Я, безусловно, имею ввиду эконом-класс и средний сегмент клиентов. Даже в кризис бизнесу не нужно забывать, что прибыль – это доходы минус расходы. Поэтому внимание надо обращать не только на сокращение расходов.

Ситуация в это время труднопрогнозируема, поэтому стараемся стратегические задачи разбить на короткие отрезки, тогда их легче выполнить и контролировать ситуацию на рынке и в компании.

Вы морально готовы к тому, что в силу кризисных явлений, экономических катаклизмов каких-то вы можете многое потерять? Будет ли для вас это трагедией, или у вас другая система ценностей?

– Конечно, круче будет ответить, что я весь такой в дзене, сижу на берегу реки и созерцаю на катаклизмы, плывущие до села Кукуева. Но нет. Это, само собой, не трагедия, но сильно напрягает. Надо всегда помнить, что в твоей фирме работают несколько сотен людей, которые поверили в компанию, в тебя и, наверное, нельзя сказать им, что у тебя другая система ценностей, поэтому все свободны.

До какой степени вы вообще готовы к убыткам ради запуска новых проектов? В широком смысле: кто-то закладывает квартиру ради стартапа, а кто-то не хочет даже минимального риска, когда «и так хорошо».

– В данном вопросе только математика. Без эмоций. Считаете срок окупаемости с учетом дисконтированного дохода и решаете: устраивает ли это вас или ваших инвесторов. Хотя математика тоже понятие относительное. Почему-то первая половина тюбика с зубной пастой заканчивается за неделю, а вторая - за месяц.

Кем бы вы стали, если бы замысел с «Чемпионом» не удался?

Запасного парашюта не было. Но если бы не удался... Ну, я бы стал человеком с отрицательным предпринимательским опытом. Вернулся бы в медицину детским невропатологом и занимался бы любимым делом.

Напоследок – небольшой «блиц-опрос». Как вы боретесь с чувством недовольства собой, и посещает ли оно вас?

Только спортзал. И домой вы приходите милейшим человеком.

Я знаю, что недавно вы занялись боксом. Почему именно бокс?

Наверное, чтобы меньше падать, в прямом и переносном смысле.

Pro
Мы «сидим в смартфоне» два месяца в году: как сохранить продуктивность
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Ребрендинг Jaguar и шаблонное извинение Boeing: PR-провалы 2024 года
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя