РБК-Уфа. Интервью , 15 мар 2016, 11:19

Главный судебный пристав РБ: «Должников надо лишать водительских прав»

Руководитель службы судебных приставов Башкирии в интервью РБК-Уфа рассказал, что вскоре профессия пристава станет престижной, за долги могут отобрать права, и как спокойно уехать в заграничную поездку.
Читать в полной версии

Долги населения и предприятий Башкирии растут. Только по ЖКХ с начала этого года долги уфимцев выросли на 200 млн рублей. Уровень общей просроченной задолженности банкам превысил 5% (по данным Национального банка Баширии), при этом уровень просроченной задолженности физических лиц приблизился к 10%. Корреспонденты телеканала и сайта РБК-Уфа поговорили с руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан – главным судебным приставом Зарифом Байгускаровым о том, как приставы повышают эффективность своей работы по взысканию долгов.

Зафир Закирович, по вашим данным, только 60% исполнительных производств заканчивается полным исполнением должником своих обязательств. Почему так происходит и как можно увеличить этот процент?

Действительно, в 2015 году, к примеру, было возбуждено 1 млн 12 тысяч исполнительных производств, окончено 1 млн 80 тысяч, из них фактическим исполнением – почти 600 тысяч.

Это именно полностью исполненные производства, в этой статистике не учитываются те, по которым в настоящее время идет частичное удержание. А вот с банковскими должниками процент исполнения еще ниже (около 20% - РБК), и во многом так происходит по вине самих банков. Они поздно обращаются в суды, и люди за это время успевают переоформить имущество на других лиц. Много вопросов и по завышенной стоимости заложенного имущества, из-за чего его невозможно быстро реализовать. Так что здесь у нас еще много вопросов, которые мы совместно с банками должны решить.

Эффективны ли такие меры, как ограничение выезда за границу и изъятие водительских прав?

Мера по ограничению выезда за границу действует уже несколько лет, и мы ее активно применяем. Только за прошлый год более 25 тысяч граждан были ограничены в этом праве. И практика показала большую эффективность этой меры - люди расплачиваются. И здесь я хочу еще раз напомнить о банке данных исполнительных производств. Вход в базу есть на нашем сайте. Любой гражданин по фамилии и имени может проверить, если у него долги, и оплатить их прямо из дома. Если этого не сделать, могут быть проблемы, например, при выезде за границу.

Кроме того, осенью прошлого года на заседании совета при главе Башкирии рассматривался вопрос по просроченной задолженности по зарплате. И Рустэм Хамитов предложил ограничить выезд за границу руководителей предприятий, где есть такая задолженность. Мы подготовили свои предложения, сейчас они находятся в государственной Думе. Это ненормально, когда руководитель предприятия не выплачивает сотрудникам зарплату, а сам отдыхает за границей. Надеемся, наши предложения будут приняты.

Поток выезжающих за границу становится все меньше. Но у вас есть с этого года еще право ограничивать должников в водительских правах. По ваши ожиданиям, это мера будет более массовой и эффективной?

Мы давно добивались введения такой меры. Опыт других стран показывает, что она эффективно работает. Пока у нас она принята в усеченном виде – только в отношении алиментообязанных и тех, кто имеет задолженность по штрафам ГИБДД на сумму более 10 тысяч. Плюс мера по изъятию водительских прав применяется за отказ воспитывать детей, если эта обязанность была возложена судом, и к должникам по возмещению ущерба в результате совершенного преступления. Мы же добивались того, чтобы применять ее ко всем должникам, потому что считаем ненормальным, когда человек, якобы не способный выплатить кредит, ездит на машине, а значит, покупает бензин, страховку, платит налог. После того, как мы начали эту меру применять, огромное количество должников судебные решения исполнили. У нас есть случаи, когда люди выплачивали разово алименты на сумму 200-400 тысяч рублей. Всего с начала года у нас 1640 должников ограничены в водительских правах.

Зариф Закирович, предполагается, что в скором времени ФССП станет силовой структурой. Расскажите, какие изменения вас ждут?

Де факто мы давно являемся силовой структурой: у нас есть оружие, мы ведем уголовные дела, задерживаем преступников, выдворяем мигрантов с территории Российской Федерации. Изменения, которые нас ждут, касаются, в основном, процедур получения званий, сроков прохождения службы, регламентов применение оружия – мы его и сейчас применяем, когда должники оказывают сопротивление, но новый закон конкретизирует эти случаи.

Согласно новому закону, у сотрудников ФССП будет больше льгот, но и требования к ним усиливаются. Вы будете проводить оптимизацию, сокращать численность? Как нововведения отразятся на кадрах? Возрастет ли нагрузка на бюджет в части содержания вашей службы?

Нагрузка на бюджет не возрастет, и вот почему. Мы не только выявляем преступников, возбуждаем уголовные дела, привлекаем к административной ответственности - мы пополняем бюджет. В прошлом году только в Башкирии по нашему управлению взыскано 9,2 млрд рублей. Из них 3,2 млрд – это поступления в бюджет в виде штрафов, госпошлин, недоимки по налогам. В то же время на содержание всего управления по республике израсходовано около 800 млн – сюда входят и зарплата, и затраты на бензин, и коммунальные платежи. В прошлом году каждым приставом в среднем было взыскано 15 млн рублей, при том что зарплата пристава – около 250 тысяч в год. Отсюда можно сделать вывод об эффективности нашей службы.

Мы постоянно ведем работу по оптимизации численности - в прошлом году, например, сократили 126 сотрудников. Сейчас все больше внедряется электронный документооборот, и потребность в ручном труде, а значит, в избыточной численности сотрудников, падает.

Что касается образовательного ценза, то все приставы с 2017 года должны будут иметь либо высшее экономическое, либо юридическое образование. Но сегодня порядка 90% сотрудников уже имеют такое образование, и для нас это не проблема. Более того, уровень зарплат и льгот для сотрудников после введения нового закона будут как в органах полиции.

После того, как закон будет принят и все эти меры вступят в силу, станет ли меньше текучесть кадров?

Конечно, она будет значительно меньше. Сейчас, к сожалению, у нас нет прав выхода на пенсию по выслуге в 20 лет, нет льгот, как в других органах. Надеемся, что новый закон восполнит этот пробел.

Вопрос по минимизации оборота наличных. Какие меры предпринимаются в антикоррупционных целях?

Если человек получает небольшую зарплату, и имеет дело с наличными, то у него может возникнуть соблазн эти деньги каким-то образом себе оставить. Поэтому все денежные потоки, проходящие через приставов, мы стараемся минимизировать. В последние годы мы все больше исполнительных производств ведем в электронном виде. Пристав выявляет имущество должника и его средства путем запросов в кредитные учреждения и регистрирующие органы, исключая бумажный документооборот. И арест на имущество накладывается в электронном виде. Сегодня 58% решений исполнено электронным образом.

По долгам до 3 тысяч рублей пристав не может арестовывать имущество. Он может накладывать ограничения по регистрационным процедурам с квартирой должника, с автомобилем, с выездом за границу. Все это тоже снижает коррупционную составляющую.

Как вы относитесь к тому, что банки продают долги третьим лицам?

Буквально недавно мы встречались с руководителями банков и обсуждали этот вопрос. Все они говорят о том, что постепенно отходят от такой практики. В последнее время слишком много жалоб на коллекторов, слишком много допускается нарушений законодательства, и, что для нас самое неприятное, коллекторы, а вернее, псевдоколлекторы, представляются судебными приставами. И все это негативно влияет на имидж нашей службы. По заверениям представителей банков, скоро у нас работы прибавится, потому что с банковскими должниками будем работать, в основном, мы сами.

И как вырастет объем работы?

Только за прошлый год у нас стало работы больше на 12%. Связано это и с тем, что вырос уровень просроченной задолженности. Надо сказать, что, к сожалению, есть довольно большой процент заемщиков, которые берут кредиты, заведомо не собираясь по ним платить. У них есть машины, квартиры, т.е. возможности обслуживать кредит, но они сознательно не платят. Есть и те, кто потерял работу и хотят выйти из ситуации достойно, и банки идут им навстречу. Кроме того, у нас есть соглашение с Министерством труда и социальной защиты, согласно которому должники должны получать направления на первоочередное устройство на работу.

Каковы ваши цели на 2016 год?

Основная цель – это повышение эффективности нашей работы. Как бывший судья могу сказать, что вынести решение легче, чем его исполнить. А у нас, увы, часто люди яростно сопротивляются исполнению решения. Вы, наверное, замечали, что даже считается геройством обойти закон. Это идет с самого детства – человек переходит дорогу с ребенком на красный свет, и ребенок видит, что можно нарушать. А воспитывать надо в духе безусловного подчинения закону.

Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
У заядлых читателей особенный мозг. Вот о чем говорит новое исследование
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Пакет вместо брендовой сумки: в чем причина спада на рынке роскоши