Как делают бизнес в Башкирии, 19 окт 2015, 11:40

Как девушки из пиара занялись реальным бизнесом

Мы продолжаем серию публикаций про людей, которые создают и развивают свой бизнес в Башкирии. Сегодня наши героини – две девушки, которые делают имбирные пряники.
Читать в полной версии

«Пряники пекут тысячи девушек, зайдите на женские форумы», - скажете вы. И правда, таких рукодельниц много. Но в нашем случае популярное среди молодых мам увлечение переросло в серьезный бизнес – с собственными пекарней, цехом росписи и активным сбытом. Интересен и тот факт, что профессии девушек – они сотрудницы отделов пиара и рекламы крупнейших федеральных компаний – далеки от того бизнеса, которым они занимаются сейчас. О пряничной мастерской Cake House Ufa – совместном проекте Дарьи Погореловой и Лейлы Саитбаталовой – рассказывает Дарья.

Даша, у вас с партнером по бизнесу есть интересная работа в крупных компаниях. Многие стремятся так «устроиться». Почему вы решили начать собственный бизнес?

Не могу сказать, что изначально это было такое осознанное решение. Мы обе были в декрете. Дома интереса ради я начала заниматься росписью пряников. Стало получаться. Потом пришел большой, по тем меркам для меня, корпоративный заказ из Казани. Я поняла, что могу не успеть в срок. Подтянула подругу. Так и закрутилось. Сначала мы занимались выпечкой пряников исключительно дома. Под Новый 2012 год я пекла для родных и друзей, немного на заказ. В течение года тоже бывали заказы. К концу 2013-го объемы пошли на тысячи штук, дома такое количество пряников печь просто невозможно. Лейла, мой партнер и друг по жизни, нашла пекарню в аренду, куда мы могли приезжать и выпекать большие партии. И вот весь декабрь мы выезжали в полчетвертого утра в Кушнаренково, что в 60 км от Уфы, чтобы выпечь пряники, упаковать, привезти в Уфу и уже расписывать глазурью. Случайности не случайны. Так и начали работать.

Когда вы перестали быть домашним бизнесом?

В феврале 2014-го мы оформились юридически. Это произошло так. В предновогодний период Лейла пошла с нашими пряниками в один из уфимских магазинов. Продукт очень понравился, но брать на продажу отказались. Дело в том, что, хотя такой вид кондитерских изделий не подлежит обязательной сертификации, магазины могут запросить документы.

Мы поняли, что надо сертифицироваться. Начали изучать вопрос. Сложности возникли с составлением технического задания - это когда прописываешь рецептуру. Но не как на кулинарных сайтах, а более подробно - в итоге получается огромный талмуд. Как выяснилось, на все виды выпечки (все виды хлеба, пирожное, печенье, пряники) существуют шаблоны, а на имбирный пряник шаблонов не существовало. Делали всё с нуля. Нам потребовалось некоторое время, но уже к февральским праздникам 2014-го мы оформились в ИП, арендовали помещение под художественный цех и получили документы для возможности продавать пряники в магазинах.

Каких вложений потребовал бизнес?

Первоначально деньги нужны были на сертификацию, на аренду и на продукты для выпечки. Их мы смогли накопить с новогодних заказов. Позже, конечно, потребовались деньги на ремонт помещения, на оборудование, на зарплату художников и пекарей.

Мы сразу решили, что брать кредиты - не наш путь. Поэтому использовали средства, заработанные на частных заказах, и вложились из своего кармана в равных долях с Лейлой. Срок окупаемости бизнеса составил месяцев восемь.

Были сложности с подбором помещения?

Сначала пекарня была в Кушнаренково. Во-первых, это единственное производство, которое  смогло нас пустить в период новогодних праздников. Они занимают кухню только ранним утром, пекут хлеб для магазинов. А потом площадь фактически простаивает. Во-вторых, мы же в этой сфере новички и не знали, куда обратиться в Уфе, чтобы было поближе. Позже варианты находились. Но почасовая аренда производства в Уфе страшно дорогая. И неудобно печь в одном месте, потом продукт остужать, упаковывать и перевозить в художественный цех. Поэтому мы взяли в аренду помещение в Уфе, 90 квадратных метров, отремонтировали его в соответствии с требованиями и разделили на три зоны: пекарню, склад и цех по росписи.

Как вы сами оцениваете рынок – у вас много конкурентов в Уфе?

Мы постоянно мониторим рынок - в Уфе огромное количество пряничных мастеров. Но пока в магазинах нашего города подобной продукции нет. И, конечно же, мы оцениваем уровень самой росписи. Сами постоянно обучаемся, смотрим мастер-классы, техники по росписи, совершенствуемся. Сейчас у нас работают только профессиональные художники: им проще применять техники, и работа получается качественная. В этом и есть наше конкурентное преимущество: уникальный дизайн, ручная роспись. Плюс гибкость в создании макетов. Например, один магазин находится в окружении садиков - мы рисуем макеты для малышей, другой - в районе школ: там востребованы «люблюшки» и что-то для тинейджеров. И так далее, подход точечный. Товароведы очень помогают. Им самим выгодно, чтобы наш продукт продавался хорошо - у него маржинальность высокая.

Какая?

Сетевики зарабатывают на нашем прянике 30%, индивидуальные предприниматели - до 100%. Учитывая, что пряник в рознице стоит от 120 рублей, вот и считайте. Выходит побольше, чем с продажи леденцов или, предположим, жевательной резинки в прикассовой зоне.

Где и как вы ищете клиентов?

Честно говоря, мы клиентов не ищем. Единственный путь информации о нас – соцсети («ВКонтакте» и «Инстаграм»). Все частные заказы приходят оттуда. Магазины же нас находят по мобильному: на каждой этикетке указан мой прямой номер. Мы не даем рекламы. Сейчас делаем сайт, своими силами, поэтому медленно. Но он будет, скорее, играть роль визитной карточки.

У нас нет задачи делать пряники на свадьбы, дни рождения. Такие заказы, безусловно, постоянно к нам приходят. Но мы ориентированы на продажи в магазинах, на расширение точек в Уфе и по стране. Сейчас работаем именно в этом направлении. В Уфе порядка 30 магазинов берут наши пряники на реализацию. Проблем с заходом в уфимские сети нет. Но у нас в принципе немного магазинов, где наш продукт актуален. По России все сложнее. Крупные премиальные бренды работают только через дистрибьюторов. Недавно отправили пробную партию в Москву: попробуем выйти на новый уровень. Думаю, справимся. Наш продукт недешёвый, поэтому не каждый магазин нам подходит.

Действительно, недешевый. Как вы сами для себя определяете целевую аудиторию? 

Да, штучные пряники стоят от 120 рублей, коробка выходит от 850 до 2500 рублей. Цена на большой пряник варьируется в зависимости от макета: многие любят, чтобы мы рисовали на них портреты. Эта работа особо трудоёмкая. В магазинах в основном можно найти пряники минимального размера. Скоро Новый год: клиенты просят пряничные ёлочные игрушки в магазины. Так что будем делать и игрушки. Наша целевая аудитория - родители, влюблённые: макеты с детскими рисунками и про любовь – самые востребованные. Берут пряники обычно на подарок, событийно. Продукт, можно сказать, не на каждый день. С другой стороны, каждый день кто-то рождается или влюбляется, поэтому с востребованностью проблем нет.

Сколько человек у вас работает? Вы сами отошли от производственного процесса или что-то делаете своими руками?

У нас пять художников, пекарь, администратор, который курирует художников и набирает персонал. Сейчас ищем ещё двух художников, расширяемся. Мы с Лейлой занимаемся развитием: и переговорами, и развозом по магазинам, и мерчендайзингом, и финансами. Последний раз мы сами пекли и расписывали пряники 1 января 2015-го. Ребята отдыхали после напряженных предновогодних будней, а прилавки пустели стремительно. Вот и работали.

Вы сами едите свои пряники?

Сами, пожалуй, не едим, поскольку очень калорийный продукт. А вот дети наши - с удовольствием! Каждый день требуют от меня пряников с работы. Иногда подкармливаю. В составе наших пряников нет ни маргарина, ни яичного порошка, ни усилителей и заменителей. Мы с Лейлой не технологи, рецепт у нас простой и домашний: башкирский мёд, сливочное масло, всё как дома.

Как относится семья к вашему бизнесу?

Семья очень поддерживает. Нам сказочно повезло со свекровями, которые могут приглядеть за малышами. Бизнес требует много времени, редко что получается сделать качественно, если сидишь дома. Мои родители тоже с удовольствием возятся с детьми. Супруг всегда на подхвате. И по юридической части его консультации нам очень помогают.

Что бы вы предложили сделать властям для улучшения предпринимательского климата?

Ввела бы отрубание рук за взятки. Мне кажется, это существенно отразилось бы на качестве работы во всех сферах. А если серьезно, для успешного развития предпринимательский климат не столь важен. Важнее сосредоточиться на своих задачах. Надо работать с увлечением, с желанием, а не ради наживы. Тогда всё получится.

Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Экономика контента: сколько мир зарабатывает на инфлюенсерах
Pro
Истечет ли в 2025 году срок подачи заявлений на разблокировку в Euroclear
Pro
6 технологий, за которыми финансовой отрасли стоит следить в 2025 году
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США