РБК-Уфа. Интервью , 20 сен 2016, 07:36

Дмитрий Шаронов: наивно думать, что только форумы привлекут инвестиции

Вице-премьер правительства Республики Башкортостан Дмитрий Шаронов рассказал РБК-Уфа, зачем в ноябре в Уфу приедут предприниматели из стран ШОС и БРИКС, и на самом ли деле башкирский бизнес недостаточно активен
Читать в полной версии

Руслан Рахимов (телеканал РКБ-Уфа): Дмитрий Владимирович, главная тема нашего разговора - это второй форум малого бизнеса стран ШОС и БРИКС, который пройдет в Уфе с 30 ноября по 2 декабря этого года. Вы возглавили оргкомитет по подготовке к форуму. Скажите, чем второй форум будет отличаться от первого?

Дмитрий Шаронов: Думаю, принципиальных отличий не должно быть, ведь те вопросы, которые были озвучены и обсуждены на первом форуме, они никуда не ушли. Проблемы развития малого предпринимательства не только в Республике Башкортостан и в Российской Федерации, но и на пространствах ШОС и БРИКС, в принципе, похожи. Где-то меньше денег и дороже кредиты, где-то больше административные барьеры, поэтому нам есть что друг другу сказать и чем поделиться. В этом году мы расширим дискуссионные площадки, сделаем их специализированными - будет сельское хозяйство, промышленное машиностроение.

Ибраева Рушана (сайт РБК-Уфа): Уже есть прогноз, сколько планируется участников, и проявляют ли интерес к этому форуму башкирские предприниматели? Планируется ли визит федерального руководства и «звезд» предпринимательства?

Д.Ш.: C окончательным количеством и составом участников мы определимся ближе к форуму. В прошлом году за 2 недели до мероприятия мы даже остановили регистрацию, потому что количество заявившихся участников превысило в 2 раза план. В это году мы хотим оставить тот же количественный уровень. Когда приезжает слишком много людей, мы не до конца понимаем, зачем они приезжают. Кроме того, у нас появляются проблемы с обслуживанием, сервисом, питанием. Поэтому мы хотим четко ограничить количество участников в тысячу человек и качественно провести этот форум, чтобы не было негативных моментов.

По участию федеральных структур сейчас можно пока сказать, что наш форум был поддержан Дмитрием Анатольевичем Медведевым, и он дал поручение всем курирующим министерствам и ведомствам – министерству экономики, министерству промышленности, министерству иностранных дел, фонду развития малого предпринимательства – принять участие в организации этого события.

Р.Р.: Дмитрий Владимирович, если говорить о первом форуме, то на Ваш взгляд насколько он был удачен с точки зрения привлечения инвестиций, какие итоги вы могли бы подвести, и на что ориентируется второй форум?

Д.Ш.: Могу сказать откровенно, просто надеяться на то, что провести какие-то мероприятия – этого достаточно для привлечения инвестиций, было бы, конечно, наивно. Форум – в первую очередь площадка для того, чтобы посмотреть различные предприятия, различные методики управления, программы и проблемы. Найти ответ на вопрос «Что мешает бизнесу развиваться»? Мы иногда думаем, что снижение процентов по кредиту решило бы все, но на поверке получается немного другое, и дергание за одну ниточку не приводит к желаемому результату. Когда мы впервые собрали такое большое количество людей, причастных к развитию малого бизнеса, на пространстве ШОС и БРИКС, мы не до конца глубоко понимали наши совместные возможности, мы не понимали, как наши малые предприятия из Республики Башкортостан могут попасть на рынок Китая, например. Ведь там другие правила, новые люди, страхи, риски. Сейчас мы видим, что в других странах такие же проблемы, что они заинтересованы в сотрудничестве. Все это конечно, снимает барьеры в общении и это дает большую перспективу. У нас есть случаи, когда предприятия находили друг друга на мероприятиях, начинали общаться, но до поставок дело не дошло, просто начали выстраивать отношения, больше узнавать о стране-партнере. Я верю, что второй, третий такие форумы уже позволят получать какие-то дивиденды.

Р.И.: Почему, вы сказали, дело не дошло до поставок? Прошло мало времени (всего год) или есть какие-то другие причины, мешающие более активному взаимодействию?

Д.Ш.: К примеру, у нас достаточно давно ведется разговор о поставках продуктов питания в Китай. Но когда мы начали очень плотно заниматься этим вопросом, мы поняли, что проблем очень много. Начиная с логистики, когда не было прямых удобных транзитных путей в Китай, до правил поставки продуктов питания, которые настолько многообразны, разнообразны и многочисленны, что некоторые наши китайские коллеги говорят, что иногда они даже сами разобраться не могут в этих правилах. И это все может стать причиной провала, в худшем случае даже банкротства нашего предприятия, которое собирается работать с Китаем.

Р.И.: Башкирских предприятий, которые хотят действительно развиваться, много? В последнее время власти часто говорят о том, что бизнес недостаточно активен: вроде бы созданы условия, но сами предприниматели не пользуются в полной мере всеми возможностями. Вы согласны с этой точкой зрения?

Д.Ш.: Конечно, сравниваясь с некоторыми регионами, становится понятно, что роль малого предпринимательства на территории Республики Башкортостан нужно усилить. Я бы не стал драматизировать с активностью бизнеса, но, с другой стороны, есть моменты, которые напрягают бизнес, пугают его. Это может быть необязательность выполнения договоренностей, проблема с привлечением дешевых ресурсов. У некоторых предпринимателей сейчас стратегия такая - не искать лучшего, а остановиться на том, что есть, потому что это гарантия некой стабильности и спокойствия. Но такое поведение тянет бизнес назад. Поэтому мы собираем разные сообщества, например, отраслевые, с которым мы проводим работу по активизации, предлагаем участвовать непосредственно в процессе разработки программ управления поставками продукции.

Р.И.: Мы сейчас говорим именно о малом бизнесе? Потому что по крупному бизнесу более-менее понятно, а малый все же испытывает проблемы со входом в сложные промышленные сферы.

Д.Ш.: Знаете нельзя делить так, что мы один раз «малышей» собираем, а в другой раз - «крупняк», потому что им, особенно «малышам», всегда интересно общаться друг с другом как с партнерами. Крупный бизнес на таких встречах видит проблемы малого, при том не одного субъекта, который приходит как «проситель», а целого сообщества – 20, 50 предприятий. Например, у нас была встреча с компанией «Сибур», мы подготовили совместно с ними программу для малых предпринимателей, когда крупная компания заявила, что готова давать малому бизнесу сырье со скидками, даже создавать какое-то новое сырье, которое необходимо, если малый бизнес будет постоянного потреблять у них это сырье. И знаете, отношение «малышей» было несколько обескураживающим. Они с недоверием относились, что такая крупная компания будет для них делать специальную программу. Но со временем это все-таки заработало. Поэтому я считаю, что все можно решить только совместной работой с сообществом. Нам нужна помощь малого предпринимательства, чтобы понять: что нельзя трогать? где может сломаться? где малый бизнес не справляется? Там мы подключаемся.

Р.Р.: В прошлом году часто звучал термин «импортозамещение». Будет ли этот термин звучать в этом году или его актуальность уже пропала?

Д.Ш.: Вопросы импортозамещения никуда не делись. Пока мы покупаем за границей то, что можно купить сами. Сам термин задевает наших зарубежных партнеров, сейчас чаще используется «импортоопережение» и просто создание новой конкурентоспособной продукции. Есть компании, которые реально заинтересованы в этом не на словах, а на деле. Назову «Газпром», в работе с которым за последние 2 года появился глобальный прогресс. Количество договоров местных производителей с «Газпромом», объем поставленной продукции увеличились в разы.

Р.Р.: А машиностроение?

Д.Ш.: И машиностроение, и техническое машиностроение, и электроника, и экология. Хотя и в государственном управлении есть люди, которые заточены под эту тематику и активны, а есть те, кто отсиживается, находя причины ничего не делать.

Р.И.: Если мы говорим о таких сложных отраслях, как машиностроение, нефтепереработка, то соответственно, с ними должны работать инновационные малые предприятия…

Д.Ш.: Обязательно. Здесь тоже немаловажно, развивать сферу торговли и развивать инновационную сферу. Инновации в сфере промышленности не просто нужны нашей экономике, это еще и большой экспортный потенциал. Надо обращать внимание на такие фундаментальные отрасли, как нефтехимический, машиностроительный инжиниринг – это тот потенциал, который через год, два, три сделает для нас огромный прорыв в экспорте. Пока экспорт у нас, в основном, составляют нефтепродукты, и нам хотелось бы, чтобы нефть и нефтепродукты остались на уровне процентов, а инновационная продукция занимала уже десятки процентов в нашей экспортной доле.

Р.Р.: Где конкретно здесь есть перспективы у малого бизнеса?

Д.Ш.: У нас огромный потенциал в нефтехимической продукции – здесь работают около 70-ти малых предпринимателей. У нас есть нефтехимическое машиностроение, где есть прорывные технологии, биотехнологии, медицина и так далее. Наша задача – помочь потенциалу, который имеется, развиваться. В том числе с помощью создания инновационной инфраструктуры - мы создали центр инжиниринга, прототипирования, центры коллективного доступа…

Р.И.: А ими пользуются?

Д.Ш.: Безусловно. Когда кто-то создает проект, он должен этот проект реализовать в каком-то опытном образце. И раньше такие компании ходили на приборостроительный завод, моторостроительный завод и просили : «Помогите нам сделать». Были проблемы - либо очередь огромная, либо требовалось большое количество средств. Сейчас у нас есть специализированные институты, куда они могут пойти и сделать в реальном виде свой образец, понять, работает он или нет. Это позволяет быстро перейти от идеи к образцу. Проблема инноваторов в том, что они носились годами, даже десятилетиями с идеей, и даже не понимали, что она не работает, потому что не могли воплотить в реальный образец. Сейчас это можно сделать буквально за несколько месяцев.

Р.Р.: К сожалению, интервью подходит к концу, и последний вопрос. Какие страны примут участие в форуме, и на какие страны мы ориентируемся в первую очередь?

Д.Ш.: В прошлом году у нас присутствовали 12 стран, я думаю, в этом году их будет не меньше. Основные страны, на которые мы ориентируемся - все-таки Азиатские страны. Там большой покупательский спрос, большое количество населения. Можно проделать работу с маленькой страной и потратить час, а можно работать с одним регионом Китая и потратить тот же час, но с гораздо большим эффектом. Значительно сложнее работать с некоторыми странами БРИКС, с Бразилией, например, - это просто территориально большие расстояния и, соответственно, меньшая эффективность. Поэтому мы ориентируемся, в основном, на близлежащие страны.

Телеканал РБК-Уфа, проект "Интервью". Дмитрий Шаронов
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла