РБК-Уфа. Интервью , 20 окт 2016, 16:34

Зульфира Акбашева, ФАС: башкирским производителям надо стать активнее

Редакторы сайта и телеканала РБК-Уфа Рушана Ибраева и Руслан Рахимов обсудили с руководителем Управления ФАС по Башкирии Зульфирой Акбашевой новый закон о торговле и ситуацию в этой сфере.
Читать в полной версии

Вот что рассказала глава антимонопольной службы.

О новом законе о торговле

Закон он не может играть только одни ворота. Раньше было как - продукция поставщика в магазине испортилась - ее возвращали, за вход в магазины, за место на первом или втором ряду полки брали деньги. И все это ущемляло производителя. Всегда перед сильным бессильный виноват. Но надо ради справедливости сказать, что закон рожден не для того, чтобы ритейлеру сделать плохо, он для того, чтобы уравновесить баланс интересов.

Изменился срок оплаты за товар. Раньше, независимо от того насколько быстро товар продается, насколько он скоропортящийся, деньги за него магазин мог вернуть производителю и через 3 месяца. Сейчас закон говорит о том, скоропортящиеся товары оплачиваются через 8 дней, товары, которые хранятся до 30 дней - в течение 25 дней, товары более 30-тидневного срока хранения нужно оплачивать в течение 40 дней. И очень важно, что, если товар стала собственностью магазина, его уже не имеют права возвращать производителю.

О связи закона о торговле и конкуренции

Закон о торговле очень хорошо и крепко связан с законом о защите конкуренции. Продавец не может сказать производителю «если я беру у тебя товар, ты больше никому его не даешь», или он говорит «у меня лежат краснодарские огурцы по 19 рублей, продавайте и свои местные за такую же цену». Потому что в Краснодаре более благоприятные условия для сельхозпроизводства, а у нас совершенно другие условия, и, соответственно, другая цена. Но краснодарские шли сюда месяц, а наши – неделю.

Но и нерадивых производителей никого защищать не будет. В первую очередь, производитель сам должен предлагать товары, расти. Сети в первую очередь возьмут картошку у того, у кого она помытая и чищенная. Поэтому работа требуется всесторонняя, и если одна из цепочек не будет работать, то и закон работать не будет.

О входе местных производителей в крупные сети

Раньше производители писали магазинам, предлагали товары, а те им могли не отвечать. Сейчас производитель видит на сайте магазина, какую продукцию закупает ритейлер – информация должна быть обязательно размещена. И производитель может предложить продукцию, тогда отказ продавца без причины не сработает – его можно обжаловать.

Конечно, сетям нужны стабильные большие объемы продукции, и им неудобно собирать ее у нескольких мелких производителей. Поэтому сети озвучивают, что хотят здесь строить распределительные центры, которые могли бы принимать продукцию у мелких крестьянских хозяйств.

О том, какого производства не хватает в Башкирии

У нас в регионе практически никто не упаковывает продукты питания - мы все привозим. Нет упакованной гречки, пшена, муки. В основном вы видите «Макфу», «Увелку», еще «Снежную королеву» - привозные из соседних регионов. Мясо, куры, яйца – очень много поставок из Чебаркуля (Челябинская область), Оренбурга, Удмуртии, Москвы, Санкт-Петербурга. А доля своих, башкирских поставщиков небольшая. Все зависит от наших производителей – чем больше ассортимент будет меняться, будут появятся упаковка, сортировка, качественные продукты, тем быстрее будет расти доля наших местных производителей на полках магазинов.

О влиянии кризиса на торговлю

Вы же сами чувствуете - ваша зарплата не уменьшилась, но покупать вы стали меньше. Стало меньше на полках элитного, импортного ассортимента. Предприятия торговли стараются местный недорогой товар закупать – республиканские лук, морковь, картошка. Им выгоднее становится с местными работать, чем откуда-то привезти, тем более, по новому закону еще и возврат товара ограничивается.

О качестве товара

Между поставщиками тоже усилилась конкуренция. Покупатель сейчас скажет: «Я куплю хорошее и подороже, а не то, что я купил дешевое, и выбросил». Покупатель иногда идет на то, чтобы чищеную картошку в вакуумной упаковке покупать. Он говорит: «Я это куплю чуть-чуть подороже, но я пришла и бросила в кастрюлю, а ту надо чистить, и пока будет стоять – все еще сгниет». Покупатель привык к сервису. Поэтому крупные сети конкурируют не только по ценам, но еще и по обслуживанию. Они вам хорошо упакуют, если вы закажете, и домой привезут.

Телеканал РБК-Уфа, проект "Интервью". Зульфира Акбашева
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Поиск работы: что успеть сделать в новогодние каникулы
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Манифест гибкости: лидер Agile-движения учит планировать проекты
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами