РБК-Уфа. Интервью , 21 июн 2016, 14:56

Борис Мелкоедов: «Информацию надо ввести в прожиточный минимум как хлеб»

В интервью РБК-Уфа руководитель агентства по печати и СМИ Республики Башкортостан Борис Мелкоедов рассуждал о том, почему информация не всем доступна и что нужно делать, чтобы люди не становились «Маугли».
Читать в полной версии
Фото: Олег Яровиков

Борис Николаевич, какие основные проблемы в сфере производства и распространения информации вы видите как руководитель агентства по печати и СМИ?

- Все признают, что информация является сегодня одним из основных драйверов развития общества, гарантии свободного обмена информацией прописаны в конституции. Государство продекларировало, что информация должна быть общедоступной, но дальнейших шагов, к сожалению не сделало. Нет законодательного закрепленного минимального стандарта потребления услуг населением. В минимальной потребительской корзине определено сколько каких продуктов необходимо человеку для нормальной жизни, есть там средства на посещение объектов досуга, но средства на получение информации не заложены.

Я любил читать Пескова в «Комсомольской правде». Помните рассказы об Агафье, живущей в «таежном тупике»? У нее были и кров, и питание, но не было информации. В итоге отсутствие социализации привело к тому, что у нее было мировозрение ребенка. Может ли страна развиваться успешно, если ее граждане будут рассуждать на этом уровне? Я уверен, нет. Если мы не обратим внимание на эту проблему, таких тупиков у нас будет много. Все больше будет людей, абсолютно социально неподготовленных для жизни в обществе – эдакие современные Маугли. Чтобы этого не было, государство должно не на словах, а на деле обеспечивать территории пусть некоторым минимальным, но обязательным набором информационных услуг.

Такие территории есть?

- Конечно, даже у нас в республике районы развиты неравномерно. На территории многих районов мало рекламодателей, экономически активного населения, которое способно приобретать информацию за деньги. Например, если эфирный передатчик не будет общедоступным, то не все смогут купить и оплачивать стоимость получения телесигнала через «тарелку». В силу того, что у них мало денег.

Но при этом чуть ли не везде стопроцентное проникновение интернета…

 - 60-70% по республике.

Плюс еще и мобильные операторы активно работают.

- Да, но тут надо понимать, что для того, чтобы получить информацию из интернета, ты должен купить какое-то устройство, потом подключиться к интернету и платить потом за трафик. Для многих людей стоимость этих услуг является неподъемной. И кроме того, что интернет, во-первых, не везде доступен, во-вторых у человека должны быть финансовые возможности, он еще должен ментально созреть для работы в интернете, то есть он должен обладать элементарными навыками обращения с компьютером, планшетом.

Поэтому мы говорим сейчас о том, что государство должно сформировать стандарты, которые помогут финансировать расходы тем гражданам, которые не способны оплатить на данный момент эти услуги. Каждый человек гарантированно имеет право получить некоторый объем информации из внешней среды - у него должны быть для этого технические  и финансовые возможности. Как только мы на федеральном уровне определим минимальную стоимость этого вопроса, критика регионов, что они тратят много денег на СМИ, я думаю, быстро изменится на благодарность тем из них, которые помогают формировать человеческий капитал.

Если информация будет внесена в минимальную корзину услуг, во что это должно будет вылиться на практике?

- На практике любой регион сможет объяснить, куда тратятся деньги, выделяемые на поддержку СМИ. Например, можно выделить какие-то связанные деньги малоимущим слоям населения, допустим, 200 рублей в год на то, чтобы подписаться на какую-нибудь газету – по аналогии с тем, как выделяются субсидии на оплату ЖКХ.

Мы и сейчас в среднем в республике в год тратим 200 рублей на поддержу СМИ в перерасчете на одного жителя, включая младенцев. Но сейчас мы просто даем дотации конкретным средствам массовой информации. Люди за них голосуют, покупая подписку или выпуск, то есть они часть денег оплачивают сами. Мы видим, что этих средств недостаточно для существования редакции, поэтому доплачиваем. Но в последнее время все больше становится людей, для которых пресса – дорогое удовольствие, потому что у них зарплата не позволяет тратить деньги еще и на информацию, духовную пищу.

Даже после введения стандартов человек может потреблять совсем не ту информацию, которая поможет ему развиваться. Кто это будет контролировать?

- Есть несколько путей. Мы можем дать возможность определять, что читать либо смотреть самостоятельно самому населению, это наиболее демократично и правильно. Если государство понимает, что есть граждане по той или иной причине не способны самостоятельно принимать решения и поэтому они такие малообеспеченные, тогда вполне возможно, что информация будет связана определенным набором. Мы же понимаем, что нет идеальных людей, так психологически устроен человек, ряд тем его привлекают не вследствие рационального выбора. Например, мы часто видим пики посещаемости в материалах о катастрофах, криминальной хронике.

То есть будет пул каких-то аккредитованных СМИ?

- Я думаю, речь следует вести скорее о темах, на которые пишут СМИ, на какую аудиторию работают. Например, наряду с федеральной человек должен получать региональную и местную информацию. Почему мы и отстаивали право региональных и местных каналов на вхождение в перечень обязательных во всех средах. Сейчас позитивное движение в этом направлении пошло. Законопроекты с соответствующими поправками уже рассматриваются. Человек не может жить повесткой исключительно общемирового и общероссийского масштаба. Он в большей степени живет местными проблемами: когда и где появится новая дорога, например. И если у местной власти нет достаточно средств, чтобы донести эту информацию до населения, то, соответственно, она либо в легитимности теряет, либо в обратной связи - скорее всего, и в том, и в другом.

При этом в Башкирии больше государственных печатных СМИ, чем где бы то ни было - за счет районных газет, которые выходят на нескольких языках.


На 1 января 2016 года в Башкирии было зарегистрировано 521 печатное и электронное издание различных форм собственности, из них 176 – государственных изданий

Их количество можно оптимизировать? Укрупнить, оставить газеты на одном языке?

- Все газеты уже централизованы, они выпускаются Издательским домом «Башкортостан». Но как их укрупнить? Нет смысла для жителей Зилаира писать о том, что происходит в Баймаке. Это новостные издания и контент в них локальный, интересный именно жителям конкретного района. Эти издания не взаимозаменяемы. Что касается СМи на разных языках, это тоже конституционная норма - государство гарантирует право получения информации на государственных языках, а башкирский – это государственный язык республики.

Может быть, переводить издания в электронный формат?

- Там, где это возможно, мы переводим. «Молодежная газета» уже переходит в электронный формат, потому что мы понимаем, что у ее аудитории проблем с интернетом нет. А вот читатели изданий, распространяемых преимущественно в сельской местности, к этому не готовы.

Как Вы относитесь к тому, что в информационном поле районов сейчас активно завоевывают аудиторию группы на основе соцсетей, которые тоже делают новостной контент и многим заменяют СМИ?

- Я хорошо к этому отношусь. Но уровень доверия к такой информации совсем другой. Сети, в большинстве своем, не отвечают за информацию, которая в них размещена. Написал я там, скажем что-то. Во-первых, я ли это написал, или мой аккаунт кто-то взломал и написал. Второе, откуда я эту информацию взял, как ее проверил. В случае с официальными СМИ есть обширное законодательное поле, а в интернете многие эти вопросы пока не решены.

Я подвожу к тому, что официальные средства массовой информации при всей своей надежности и консервативности должны подтягиваться под новые форматы, чтобы на этом поле конкурировать.

- Это, естественно, происходит. У всех наших печатных СМИ есть свои аккаунты в соцсетях, где частично они решают вопрос с обратной связью, например. Не скажу, что наши СМИ ушли в интернет глобально и тотально, но этого на данном этапе и не требуется.

Если говорить о конкретных суммах, выделяемых на СМИ, на Ваш взгляд, они должны увеличиваться, или уже сейчас есть достаточный уровень поддержки?

- Если сравнивать с западными странами, то там совершенно другая ситуация - в среднем, кажется, 80 евро на человека в год в Евросоюзе тратится на различные формы поддержки СМИ. У нас в регионе, как я говорил, 200 рублей на человека. В Финляндии, например, людей бесплатно подписывают на газеты.

Во всем мире производство и распространение социально-значимой информации дотируется, потому что это не несет бизнесу прямой короткой выгоды. Мне кажется, ценность информации заключается в том, что она принципиально может менять поведение людей. Человеческий капитал сейчас - измеряемая категория, для его развития нужна информация. И основной капитал сегодня, по сути, находится в информационной сфере.


Во втором полугодии 2015 года на поддержку государственных и негосударственных СМИ республики из бюджета было выделено 142,5 млн рублей, из них самая крупная сумма – 58 млн направлена «Издательскому дому» Республики Башкортостан, который объединяет муниципальные издания – так называемые «районные» газеты.
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников