РБК-Уфа. Интервью , 27 окт 2017, 09:00

Руслан Мирсаяпов: Преимущество Башкирии на рынке MICE - в эффекте новизны

Редактор сайта РБК-Уфа Рушана Ибраева поговорила с министром Республики Башкортостан Русланом Мирсаяповым, который курирует работу Конгресс-бюро, о том, получится ли у Уфы стать столицей деловых мероприятий
Читать в полной версии
Фото: Олег Яровиков

Рушана Ибраева: Недавно я ездила в пресс-тур в Калининград в честь открытия авиарейса Новый Уренгой – Уфа – Казань – Калининград и заметила, что два последних региона активно позиционируют себя на рынке проведения форумов и корпоративных мероприятий (MICE). У них есть инфраструктура, они – подготовленные, опытные, да и природой изначально много дано, благодаря климату, морю, историческим особенностям. Сложилось впечатление, что на рынке MICE большая конкуренция среди регионов, соперники сильные. Уфа вышла на этот рынок недавно. В чем, на ваш взгляд, наши сильные и слабые стороны, что нужно региону подтянуть, чтобы быть среди лидеров конкурентоспособным?

Руслан Мирсаяпов: Все верно, есть регионы, которые достаточно давно занимаются направлением MICE, они первыми уловили, что это направление туризма является очень маржинальным. Организация конгрессных, форумных мероприятий приносит достаточно хорошую выручку и прибыль тем, кто участвует в процессе - не только ключевым организаторам-подрядчикам, но и всем субподрядчикам, поставщикам услуг. И Москва, Петербург, и Калининград, есть еще ряд регионов, понимают тематику, хорошо в ней ориентируются, знают, что нужно корпоративному заказчику для успешного проведения мероприятия. А есть регионы, которые не так давно включились в этот процесс. Кто-то естественным путем, опять же через бизнес, понимая, что это хорошая ниша в наши не очень легкие времена. А кто-то, как Башкортостан, благодаря тому, что в Уфе прошли саммиты ШОС и БРИКС. Была кардинально модернизирована инфраструктура, и теперь получается, что инфраструктурно мы готовы, сейчас вопрос стоит в наполнении. Перед нашей командой – Конгресс-бюро поставлена задача загружать конгрессные площадки, гостиницы, аэропорт, для того, чтобы частные и государственные инвестиции, которые были осуществлены в рамках подготовки к саммитам, максимально быстро окупились.

Вы смотрели опыт других регионов? В Екатеринбурге, например, тоже был саммит. Что у них получилось в итоге?

- Сравнивать саммиты в Екатеринбурге и Уфе вряд ли корректно, хотя бы потому, что у них саммит был намного более кулуарным. В нашем случае это, конечно, было большое событие. И, соответственно, инфраструктура была создана с хорошим запасом. Если посмотреть, что у нас было 10 лет назад или 5 лет назад, то мы вспомним, что во время проведения любых более-менее крупных мероприятий, например, энергетического форума, невозможно было заселиться в гостиницы. У нас были морально устаревшие выставочные площади, Конгресс-Холл выполнял больше развлекательную функцию – с детской площадкой, фуд-кортом, было меньше возможностей по размещению мероприятий.

Вы говорили в одном из интервью, что Уфе не хватает большого зала.

- Иногда для церемоний открытия и закрытия, пленарных заседаний нужен зал с рассадкой на 4-5 тысяч человек. Это достаточно простое прямоугольное помещение с ровным полом или амфитеатром и небольшой сценой, в аудитории выставляется несколько тысяч стульев. Когда у нас появится такой зал, а я уверен, он все равно появится в ближайшем будущем, тогда нам будет намного проще рекламировать себя как площадку для мега-событий.

А ВДНХ не подходит?

- Нам нужен объем чуть побольше. Тем не менее для текущих задач, в том числе для предстоящих больших конгрессов и форумов, нам существующей инфраструктуры достаточно.

Можно сказать, что уже сформировалась очередь из профессиональных объединений, которые хотят здесь провести свои конгрессы?

- Наиболее активными являются профессиональные объединения медиков по различным специальностям и фармацевтические компании, потому что конгрессы для них – одна из основных форм взаимодействия и обмена опытом. Есть интересные запросы по линии науки в сфере нефтяной отрасли, IT. С одной стороны, мы достаточно «всеядны» в отношении тематики проводимых мероприятий, главное, что несколько тысяч человек на несколько дней приедут к нам в Уфу, потратят серьезное количество денег на организацию мероприятия, на свое проживание, питание. Но, с другой стороны, те профильные мероприятия, которые помогут местным специалистам получить дополнительные компетенции, дополнительный опыт, – они для нас являются еще более приоритетными.

Ну и так как мы сейчас активно работаем с представителями MICE сегмента, мы убедили наших коллег, что ключевое профессиональное мероприятие следующего года, целая неделя индустрии MICE пройдет у нас в Башкортостане.

Как бы корпоративное мероприятие майсовцев...

- Да. Мы приглашаем к нам в гости, условно говоря, и конкурентов, и партнеров, но не для того, чтобы похвастаться или раскрыть все свои секреты, а научиться многому у них через проведение мастер-классов, обучающих сессий с выездом на предлагаемые точки, показать, где можно проводить мероприятия разного уровня и разного формата.


Сфера делового, конгрессного туризма для России достаточно новая - ей всего 15 лет. Наиболее развито это направление в европейских странах, на их опыт ориентируются все Конгресс-бюро, которых в мире насчитывается всего порядка трех тысяч.


Кстати о точках. Пока мы говорим, в основном, про Конгресс-Холл.

- Уфа – это классическое место для проведения конгрессных мероприятий. В случае с мероприятиями сегмента MICE, который включает в себя встречи, конференции, форумы инсентивы для сотрудников, можно использовать абсолютно разные площадки. И многие заказчики обязательно подчёркивают при общении с нами, что форумная и обучающая компоненты важны, но обязательно должен остаться эмоциональный отпечаток у участников мероприятия: должны быть элементы командообразования, тренингов, просто развлечений. У здесь у нашего региона есть прекрасные санатории, в которых можно проводить небольшие форумные мероприятия, совмещая их с отдыхом, даже с определенными лечебными процедурами. Есть хорошие базы отдыха.

Мы не против, если вы назовете конкретные бренды.

- Есть кластер «Легенды Урала», есть санатории «Якты-Куль», есть «Юбилейный», Павловка.

Павловский парк?

Скорее, «Бухта Кила» – всего полтора часа езды. В 30 минутах от города - «Фазенда». Запрос на то, что должен быть выезд, фигурирует если не постоянно, но очень часто. Мы как Конгресс-бюро заинтересованы в том, чтобы как можно больше таких хороших площадок появилось на территории нашей республики. Безусловно, есть потенциал у большого количества мест – тот же самый Бурзянский район, Шульган-Таш, бортничество. Но требуется работа над инфраструктурой. Место, где отсутствует Wi-Fi и нет ни одного банкомата, не представляет интереса для корпоративного заказчика, потому что не создает необходимые условия для комфортной работы.

Смотрите, Калининграду, например, придают особенность средневековые замки. Они из них делают отели и это продают. Что продаем мы, Башкирия в этих выездах?

- Башкирия продает, во-первых, возможность прикоснуться к первозданной природе, к местному колориту, к нашей многонациональности, к нашей кухне. Мы используем различные элементы: и этнические, и природные, и санаторно-курортного плана. Не хочется каким-то образом задевать наших конкурентов из других регионов, но мы часто слышим о том, что «мы два раза проводили мероприятие в городе N и в третий раз не хотим». Корпоративный заказчик – достаточно требовательный, если не сказать капризный, он платит хорошие деньги, но при этом требует максимальной отдачи, в том числе и через эмоциональную составляющую, которую невозможно в третий раз получить, находясь в одном и том же месте, неважно в замке или в юрте. Здесь, безусловно, серьезным фактором является креативность, креативный подход – он тоже важен.

Кто должен это предложение формировать? Ведь все эти базы – частный бизнес, он должен осознать, что это выгодно, что клиенты есть, и можно вложиться.

- Как только проходит первый-второй опыт взаимодействия с корпоративными заказчиками, мы тут же получаем дополнительных партнеров в наш пул, которые понимают, что работа в сегменте MICE - это хороший дополнительный источник доходов.


Считается, что один вложенный  в эту отрасль рубль приносит семь рублей прибыли.


Есть еще третья сторона есть – это государство, которое должно провести свет, газ, дорогу построить. Многие бизнесмены так и говорят: «Мы сами не осилим строительство 20 км дороги до Инзерских Зубчаток, но если бы нам помогло государство, то мы бы возили туда круглогодично группы туристов – запрос большой». Где вы в этой цепочке – чтобы и государству объяснить с точки зрения бюджетирования, что нужно денег на это выделять, и бизнесу объяснить, что «не бойтесь, у вас будет загрузка».

- Это сложный вопрос – разобраться, кто должен быть инициатором, кто должен сделать первый шаг. Государство тоже не может, условно говоря, проложить всю необходимую инфраструктуру во все возможные точки, которые представляют интерес для заказчиков, и частный бизнес не сможет гарантировать, что эти локации будут загружены максимально эффективно. Поэтому мы сейчас используем любую возможность для того, чтобы привлечь внимание к насыщению инфраструктуры той или иной местности. Предстоит огромная работа по модернизации и доведения до хорошего уровня площадок, который будут задействованы под технические туры на «Апимондию» в 2021 году. То же касается и подготовки к Фольклориаде в 2020 году, которая затронет все районы нашей республики.

На эти мероприятия будет выделено федеральное финансирование?

- Будет. Федеральные органы власти, в том числе и Минсельхоз России, очень заинтересованы в том, чтобы «Апимондия» прошла на очень хорошем уровне. По Фольклориаде финансирование поручено федеральному министерству культуры.

Мы все про победы говорим, а были ли какие-то мероприятия, которые Уфе провести не дали, и вам больше всего обидно.

- За нашу короткую историю существования Конгресс-бюро пока таких больших обидных отказов не было. То, что обращались корпоративные заказчики с запросами по мероприятиям, и дальше никакой реакции не было, косвенно свидетельствует о том, что мероприятия прошли не в Уфе. Но здесь рынок достаточно большой. Условно говоря, не приехала одна известная компания – приедет другая. Мы к этому относимся философски. Конгрессные же мероприятия, которые исчисляются тысячами участников, – за них идет отдельная борьба.

Не может же быть так, что все всем нравится. Какие-то замечания вам высказывают? Что нужно подтянуть?

- Нам надо как можно больше разнообразных площадок, готовых инфраструктурно, готовых, в первую очередь, желаниями собственников, операторов этих площадок участвовать в процессе. И есть, конечно, вопросы, связанные с подготовкой персонала. Мы перед саммитами достаточно хорошо подтянули уровень персонала учреждений гостиниц, ресторанов, музеев в городе Уфе. Часто выручает временный персонал, волонтеры со знанием хотя бы английского языка.

А местные жители к гостям готовы?

Я думаю, что практика покажет. Пока мы получаем от наших партнеров в районах республики информацию, что эта деятельность вызывает заинтересованность местных жителей, потому что все мы сейчас живем в рынке и понимаем, что чем больше будет заказчиков, тем больше будут денежные потоки.

Нет такого, что, мол, туристы приедут, навредят природе?

- Я думаю, что мы пока не находимся на том объеме прибывающих в республику, чтобы вести себя как каталонцы, которые уже говорят, «туристы, не приезжайте к нам в Барселону». Я думаю, что предел прочности и терпения наших жителей и нашего бизнеса еще достаточно далеко от нас.

Сейчас началась очередная кампания по созданию бренда Башкирии. Как вы считаете, насколько целесообразно заново начинать заниматься брендированием, айдентикой и так далее. Не хватает всего того, что есть?

- Мое субъективное суждение, что для такой многоплановой, такой богатой различными ресурсами, людьми республики, как Башкортостан, достаточно тяжело сформировать один единый бренд, который бы отражал всю полноту нашего богатства. В нашем случае мы используем одну компоненту, что Уфа – это новая конгрессная столица России. В заявочной компании «Апимондии» мы использовали лозунг «Башкортостан – медовое сердце России». То есть под ту или иную задачу надо акцентировать те или иные аспекты.

Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива