Как уфимский интернет-проект процветает без «погони за трендами»
Cайт «ПоУфе.ru» уникален тем, что сохраняет популярность и остается успешным бизнес-проектом на протяжении 13 лет, несмотря на то, что весь окружающий его «ландшафт» изменился до неузнаваемости. О пользе здорового консерватизма в интернет-бизнесе РБК-Уфа рассказала руководитель проекта Анна Евсеева.
– Если не ошибаюсь, портал развлечений «ПоУфе.ru» – один из старейших, если не старейший проект такого рода в городе. И, кажется, за много лет он особо не менялся. Как вам удается выживать на быстро меняющемся рынке интернет-ресурсов?
– Мы запустились в августе 2003-го, и к тому моменту у моего супруга Ильи Зайца уже была команда профессионалов: мы делали сайты на заказ в студии «Алгоритм». Пришла идея: почему бы не сделать что-то свое, сайт о том, как провести свободное время. В интернете информации тогда еще было мало, соцсетей не было, лучшим другом человека, решившего сходить в ресторан или кино, был справочник «Желтые страницы».... Тогда и кинозалов-то было всего несколько – в «Родине» и «Искре». Мы создали базу заведений, где можно встретиться с друзьями, поесть, позаниматься спортом, запустили расписание кино, концертов, спектаклей, сделали все в том виде, в каком было удобно для нас. И оказалось, что это удобно и посетителям нашего сайта.
И хотя со стороны кажется, что сайт мало изменился, на самом деле постоянно идет работа над сервисами, подачей материала. Сделать сайт, на котором такое количество информации, каким-то «новомодным» довольно сложно, да и вряд ли нужно. Меняется мода на сайты-визитки. Посетителям нашего сайта не нужны «фишки» в дизайне. У нас задача – делать сайт более удобным, а информацию – легко доступной.
– Но ведь нужно продвигаться, вкладываться в промоушен?
– Наш сайт устроен так, что промо в его классическом понимании у нас нет. Когда мы только запускались, то пробовали разные виды рекламы, в том числе и оффлайн: телевидение, радио, и сделали вывод, что такая реклама для сайта не эффективна. Мы сосредоточились на том, чтобы сделать «ПоУфе» удобным для поисковиков. Он хорошо ищется за счет того, что постоянно обновляется информация и есть уникальность: мы стараемся охватить все мероприятия абсолютно, даже если это какой-то камерный концерт на окраине или перформанс. Кроме того, все, кто организует мероприятия или открывает заведения, заинтересованы, чтобы о них узнали как можно больше людей. Они знают о нас, о том, что информация на нашем сайте работает, и сами стремятся к сотрудничеству. В соцсетях у нас есть группы, но мы их никогда специально не наращивали. Конечно, поддерживаем лояльность различными «фишками», конкурсами, розыгрышами: билеты на мероприятия, бесплатные обеды в ресторанах, и так далее.
– У вас есть конкуренты в Уфе?
– Конкуренты в разное время появлялись и исчезали, мы их постоянно бдим, но, если честно, бдить особо некого. Мы так удачно заняли пустующую нишу, и за эти годы кто-то периодически пытается туда зайти, но почему-то быстро уступают, сдаются. Я не знаю, в чем проблема. Вроде, и никакого ноу-хау в этом нет, и информация не закрытая... Сейчас я вижу тех, кого с натяжкой можно назвать конкурентами: это некоторые новостные сайты, у которых есть афиша событий. Но все-таки у них полнота охвата сильно уступает нам, потому что это не тематические сайты, а альманах «Вокруг света»: здесь криминальные новости, здесь афиша, здесь машина продается. Как конкурента отчасти можно было рассматривать проект «Афиша.ru»: мы же его и привели в Уфу, и занимались его наполнением до 2008 года, потом начался кризис, и мы перестали сотрудничать. Но я считаю, что «Афиша» с ее лаконичной подачей – очень специфичная, и наши аудитории мало пересекаются. Вообще, – дело в подходе, в системности, что ли. Были попытки и у довольно серьезных компаний запустить подобный интернет-ресурс, но то ли они опирались на традиционные СМИ, то ли эта тема им быстро надоела, в общем – ничего не вышло.
– Если «ПоУфе» уникален и успешно побеждает конкурентов более десяти лет, то, может быть, настало время задуматься об упаковке франшизы?
– Мы думаем об этом, и вопрос франшизы не закрыт, но мы пока склоняемся к тому, чтобы отказаться от этой идеи. Однажды на нас вышли с таким предложением партнеры из другого города (это были люди, уехавшие из Уфы). Мы подумали-подумали и решили все же франшизный пакет не продавать. Побоялись, что пострадает качество. Поскольку это семейный бизнес, я считаю, что нужно придерживаться этого уютного формата семейного бизнеса, тем более, что мы так успешно его все эти годы сохраняем. На будущее этот вопрос не закрыт, но я, честно говоря, не вижу, чтобы франшизные сайты, которые шагают по всем городам и весям, были сильно популярны. Я не знаю, чего им не хватает. Может быть, личной вовлеченности, заинтересованности.
– Что вы вкладываете в понятие «семейный бизнес»?
– Во-первых, это личная ответственность. Особенно это актуально, например, во время каникул, праздников, когда многие идут в кино. Кинотеатры что-то постоянно у себя меняют, а мы переживаем: сейчас кто-нибудь посмотрит у нас расписание, и... Мы сами редко куда-то ходим, потому что для этого нужно собрать ребенка, выделить время, спланировать. И мы отлично понимаем, как это: прийти на сеанс, а там что-то не то, поэтому прикладываем все усилия, чтобы, например, такого не происходило.
– Вы можете на кого-то это оставить, передоверить? Например, уехать на месяц, на зиму?
– У нас сработанная команда, хорошие специалисты, за эти годы выкристаллизовался оптимальный состав. Сейчас в офисе можно найти четырех человек, многие функции мы передали на аутсорсинг. За наполнение сайта информацией и ее актуальность отвечают наши редакторы, их двое. Илья Заяц занимается техническими вопросами, а я – коммерческими, включая продажу рекламы.
То, что изначально было вложено в «ПоУфе» – это человеческий ресурс. За счет этого изначально были проработаны все детали, и этот фундамент позволяет до сих пор работать без больших вложений. То есть, оставить мы можем, но если куда-то уезжаем, то всегда остаемся на связи и держим руку на пульсе.
– У вас когда-нибудь были мысли продать свой бизнес?
– Были, и даже предложения были, мы их обсуждали, но каждый раз оказывалось, что «такая корова нужна самому». Мы поняли, что любим этот проект, хотим им заниматься дальше. Видимо, это поняли и партнеры, которые сделали нам такое предложение.
– В таком случае, как вы планируете развиваться дальше? Диверсифицироваться? Уходить в оффлайн? Вводить дополнительные сервисы на сайте?
– Насчет оффлайна – нет, этот вариант не рассматриваем. Я считаю, что у оффлайна совершенно другая специфика, хуже отклик, а главное, если говорить про региональные продукты – я не вижу особого контента, который можно подать оффлайн в таком количестве, чтобы это было интересно. Что касается дополнительных сервисов, то мы планируем их вводить, но важный вопрос – насколько они будут востребованы. Мы изучаем, общаемся с посетителями, и пока не видим особой заинтересованности, например, в том, чтобы мы продавали билеты, а не только размещали информацию. Особого запроса на новшества нет, за исключением мобильной версии сайта. Ее просят, и она будет, этот вопрос уже решен: сейчас до половины заходов на «ПоУфе» – через мобильные устройства. Основной сайт, в основном, монетизируется баннерами, вероятно – по такому же принципу будет монетизирована и мобильная версия, с учетом ее специфики. Ведь вся остальная информация на сайте PoUfe.ru, том числе отзывы, размещается абсолютно бесплатно.
– Кстати о рекламе. Почувствовали ли кризис ваши рекламодатели? Как-то изменилось их поведение?
– Пожалуй, да. Скажем так, в краткосрочном периоде я не вижу роста объемов рекламы и не вижу, откуда могут взяться какие-то позитивные изменения в этой сфере. Но это и не ново: абсолютно так же было в 2008 году. Рекламодатели тогда напряглись, они не могли свободно планировать свои бюджеты, и мы это чувствовали. Но, тем не менее, осторожно, выверено – они продолжили размещаться, потому что давно с нами работают и знают нашу эффективность. Ну а как им быть иначе? Им ведь нужно как-то продвигать свой продукт. Если хочешь продолжать свой бизнес, значит, нужно продолжать бить лапками.