Как делают бизнес в Башкирии, 29 сен 2015, 14:20

Как бизнесмен из Октябрьского «согрел» птиц и не только

Наш герой – Фидан Латыпов, предприниматель из города Октябрьского, основатель компании «ПроектИнвестКапитал» (ПИК). Он рассказал РБК-Уфа, как начинал и развивал свой бизнес и как теперь за него конкурируют регионы.
Читать в полной версии

ПИК выполняет работы по проектированию, монтажу, строительству и пуско-наладке гражданских и промышленных объектов. География бизнеса – от Калининграда до Сахалина. По словам Фидана Латыпова, «конек» компании – это инновационные технологии, внедрение в промышленное производство и в сельское хозяйство новых систем отопления и газификации.

— Фидан, давайте начнем с того, чем обычно заканчивают интервью. Можно ли сегодня развивать свой бизнес? Какие у вас планы?

У нас все планы связаны с развитием. Сейчас мы завершили переговоры с французской компанией SBM International о производстве инфракрасных газовых обогревателей. Французы готовы предоставить сборочную линию. Изначально планировалось строить завод в Октябрьском. Уже подготовили участок. Но сейчас у нас появился очень привлекательный по условиям вариант размещения в Татарстане. Нам предложили открыть производство в индустриальном парке «Синергия» в Алабуге. Там есть готовые площади с подключенными коммуникациями - свет, газ. Нужно только поставить линию и начать производство. Компания будет иметь статус резидента Особой экономической зоны «Алабуга» и пользоваться налоговыми и таможенными льготами. Поэтому мы обсуждаем, считаем, думаем.

— Где будете привлекать инвестиции для строительства?

Приблизительные вложения в новый проект составят 50-60 миллионов рублей. Мы пытались привлекать инвесторов, но у них очень большие аппетиты. Поэтому стараемся развиваться за счет собственной прибыли, которую получаем от деятельности. Мы много вкладываем в кадры, технологии и техническое оснащение, и это позволяет нам зарабатывать. Я не верю в ситуации, когда кому-то деньги свалились на голову.

— Вы же сами не всегда были успешным предпринимателем?

Кое-какой предпринимательский опыт я приобрел довольно рано – еще в 90-х, когда занимался куплей-продажей, как и многие молодые люди в тот период. Но это не было моей основной деятельностью. В начале 2000-х я работал ведущим специалистом по проектированию в компании «​Башнефть». В этот же период готовил кандидатскую диссертацию по теме «Сепарационная очистка попутного нефтяного газа», впоследствии мой проект был удачно применен на Большеустьикинской ГСУ. Понимание, что нужно работать на себя, пришло после корпоративного конкурса молодых ученых и специалистов, на котором я завоевал первое место, а вместо большого и ресурсного проекта получил премию в 400 рублей.

— Стало обидно?

Не столько обидно, сколько понятно, что заработать можно, только будучи хозяином своих знаний. В 2005 году я ушел из компании и основал собственную фирму. У меня были свои наработки в области проектирования – нельзя сказать, что мы создавались на пустом месте. Поехал в Уфу, оформил лицензию на проектные работы. Сначала мы занимались проектированием систем газоснабжения, нефтяных объектов на территории Башкортостана и Татарстана.

— Откуда привлекали первых клиентов?

Меня знали по работе в «Башнефти» и «Газ-Сервисе». Первые заказы были от соседей - «Татнефти», потом пошли заказы из «Газпрома». Но чаще клиентов находили сами – искали в интернете промышленные предприятия в городах России, приезжали, заходили в администрации городов, в отделы промышленности и предлагали услуги. Где-то получалось, где-то нет. Иногда воспринимали с улыбкой. Но чаще говорили «давайте попробуем поработать».

— Сколько вы вложили в бизнес на первом этапе?

Поначалу нам не пришлось вкладываться в производственные мощности. Мы приобрели программное обеспечение, компьютеры и арендовали офис. Сначала вместе со мной работали три человека. Проектированием занимались студенты. Один из первых таких студентов сейчас – главный инженер проектов в компании. Сегодня у нас работает около 50 человек. Постепенно сфера деятельности расширялась. Через два года мы занялись строительно-монтажными и пуско-наладочными работами. Вот здесь мы уже оформляли кредиты, брали оборудование в лизинг, обращались за помощью к друзьям.

— Как вы сами считаете, что позволило вашему бизнесу выжить и развиваться?

У нас не так много конкурентов. Этот бизнес требует больших вложений в обучение персонала. Как правило, компании специализируются либо на монтаже, либо на проектировании, а таких, как мы, которые делают работы в комплексе, немного. Оборудование у нас сложное, чтобы «залезть» в автоматику, нужны знания. А это – дорогое удовольствие. Если неправильно настроишь какой-нибудь датчик, может выйти из строя вся система. Многие просто не рискуют. Мы же вкладываемся в обучение. Специфика профессии требует вникать в большое количество чертежей, знать нормативные документы. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно как минимум пять лет. Кроме того, наши сотрудники обучаются за рубежом. Здесь надо отдать должное основным нашим партнерам – компании SBM International – они всячески способствует обучению наших специалистов, приглашают на семинары, выставки – расходы берут на себя.

— Вы имеете в виду ваш конек, как вы его называете – газовые инфракрасные обогреватели?

Да, мы занимаемся установкой энергосберегающих систем отопления производства французской компании SBM International. Основные наши клиенты – это промышленные и сельскохозяйственные предприятия с высокими потолками (более пяти метров), где требуется создание комфортного микроклимата. Система позволяет существенно экономить на затратах на отопление. Например, после установки нашего оборудования на заводе «​Европласт», производственная площадь которого превышает 25 тысяч квадратных метров, экономия по потреблению газа составила, по расчетам экономистов самого же предприятия, около 58%, по сравнению с традиционным отоплением. Снизилась себестоимость выпускаемой продукции – на сэкономленные средства завод расширил производство, закупил новое оборудование.

Производственные помещения завода «Европласт»

На сельхозпредприятиях, например, на Благоварском птицекомбинате, ощущают экономию не только в обогреве, но и в кормах. Расход корма уменьшился до 2,5 кг на 1 кг живого веса птицы при обычных затратах 4 кг на 1 кг птицы. Снизился и падеж — менее 1% против 7-10% при стандартном отоплении. Дело в том, что, когда в птичнике холодно, птицы, во-первых, много едят, а во-вторых, пытаясь согреться, сбиваются в кучи и давят друг друга. При комфортной температуре этого не происходит.

— Наверное, первоначальные затраты на установку такого оборудования высокие. За какое время оно окупается?

Для примера расскажу об одном из наших клиентов. Инвестиции в проект составили около 9 миллионов рублей – это в комплексе с проектированием, нашим оборудованием, монтажом и пуско-наладкой «под ключ». Если бы они выбрали другой вариант усовершенствования своей системы отопления – установку котельной, – то он обошелся бы им в 42 млн рублей. Плюс потребовались бы строительство коммуникаций (газопровод, водопровод, теплотрасса, электропитание), затраты на обслуживающий персонал котельной, а также ежегодное обслуживание коммуникаций, особенно – теплотрассы. Наше оборудование окупилось за два отопительных сезона. Раньше предприятие за отопительный период платило за газ 1,6 млн рублей, сейчас — всего 360 тысяч.

Смотрите, что происходит. Для нашего государства проблема эффективного отопления крайне важна: доля расходов на обогрев производственных помещений в себестоимости продукции достигает 25 процентов. В итоге оплата этих расходов ложится на плечи потребителей конечной продукции. Отопление высоких промышленных помещений является энергетически сложным и дорогостоящим процессом: как известно, нагретый воздух поднимается вверх, а нижняя рабочая часть, где находятся люди и где, собственно, необходимо тепло, нагревается меньше. Выключить традиционную систему отопления или изменить температурный режим на ночь, выходные или праздничные дни - весьма непросто, это может привести к ее замораживанию. А мы как раз занимаемся внедрением систем отопления, которые эти проблемы помогают решать.

— У нас получается очень позитивный разговор, и это даже несколько удивляет – мы до сих пор не заговорили о кризисе. Вы его совсем не ощущаете?

Конечно, мы ощущаем кризис, мы же в реалиях рынка живем. Самая большая проблема, связанная с кризисом, — это то, что потенциальных клиентов много, реальных объектов достаточно, но все осложняется финансовыми возможностями заказчиков. Поэтому мы индивидуально работаем с каждым из них, пытаемся найти оптимальные решения.

— Чего вам как бизнесмену не хватает?

Самое основное – это доступ к недорогому финансированию. Сейчас стало сложно получить в банках тот же кредит на развитие. Еще не хватает специалистов, особенно молодых. Молодежь не хочет осваивать обычные рабочие профессии. Нам же очень нужны сварщики, слесари, электромонтажники. И зарплата хорошего рабочего намного выше, чем у юриста либо экономиста. Но не модно, говорят. — Может, мы с вами сейчас рождению этой «моды» поможем?

Надеюсь.

Pro
Чрезвычайные деньги: почему золото дорожает и что будет с ценами в 2025-м
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Важнее еды: кого обогнала Broadcom на пути в клуб триллионеров
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
Отказаться от цели в карьере: 5 советов для разочарованных «достигаторов»