Вологодская область, 02 мар 2018, 16:00

Новые возможности на рынке сыра и сырных продуктов

Резкое замедление темпов роста российского рынка сыров связано не только со снижением покупательской способности населения, но и с недовольством потребителей, разочарованных качеством отечественного продукта.
Читать в полной версии
Фото: GettyImages

Сразу после введения российским правительством антисанкционного эмбарго российский рынок сыров и сырных продуктов пережил резкий взлёт — прирост в 2015 году составлял 37%. Но уже в 2016 году темпы существенно замедлились — до 11%.

Понятно, что снизилась покупательская способность населения. Но одновременно с этим наблюдатели зафиксировали и явное разочарование российских потребителей качеством продукта. А ведь поначалу после введения эмбарго покупатели были настроены очень благожелательно к отечественной продукции. Почему же недовольны потребители и что лучше предпринять в этой ситуации?

Причина разочарований в том, что покупатели осознанно, или не разобравшись, приобретают не сыр, а сырный продукт, и их не устраивает качество.

«Разница между сыром и сырным продуктов в составе: сыр, чтобы иметь право так называться, должен содержать исключительно молочный жир, а вот в сырном продукте допускается использование растительных жиров — пальмового, кокосового, рапсового масла.

Обработанные термически растительные жиры вредны для здоровья, но зачастую они существенно дешевле животных, и потому используются при производстве сырных продуктов», ­– отмечает менеджер по продажам технологического оборудования категории «Сыр» компании Tetra Pak Николай Смольников.

На российском рынке продаются и местные, и завезенные из-за рубежа сырные продукты, в составе которых присутствуют растительные жиры. Какая-то доля этих продуктов именуется сыром в нарушение всех ГОСТов, а какая-то формально ничего не нарушает, но покупателю от этого нравится ничуть не больше.

В сегодняшних условиях рынок диктует новые требования, и то, что производители понимают под сырным продуктом, большого будущего не имеет, полагают опрошенные РБК Вологодская область эксперты.

«Россияне научились ценить качество, и, покупая сыр, они действительно хотят купить сыр. А сырный продукт будут выбирать крайне придирчиво, и всегда исходить не только из цены, но и из пользы и безопасности», — рассказал РБК представитель одной из известных компаний Санкт-Петербурга, начавшей строительство собственного сырного производства под Череповцом.

Многие компании, кстати, привлекает на Вологодчине доступ к основному сырью для производства сыра — молоку. В 2017 году объём производства молока в Вологодской области составил 473,9 тыс. тонн (+5%), что говорит о перспективном будущем сырной отрасли в регионе. Кроме качественного сырья в достаточных объёмах, необходимо соответствовать ещё ожиданиям потребителей. Для этого можно выбирать разные варианты стратегии.

Например, можно создать собственную инфраструктуру и запустить собственные бренды сыра: по этому пути планируют пойти в том числе и крупнейшие игроки продуктового рынка. В частности, компания Мираторг, объявившая об инвестициях в размере 2,7 млрд долларов в крупнейший инфраструктурный проект. Холдинг планирует производить и перерабатывать сырое молоко с собственного комплекса ферм. Это не единственный выход крупного игрока в сфере мясного производства на смежный рынок, но, конечно, такой вариант развития доступен не каждому предприятию. Однако, компания учитывает, что подобные события расширяют аудиторию.

Когда продукция такого производителя появится в рознице, конкурировать и одновременно пожинать плоды его успеха можно, лишь имея качественное предложение.

Первый из них заключается в выходе в сегмент высококачественных сырных продуктов — высушенных ломтиков сыра с различными добавками в индивидуальной упаковке, сырных чипсов с пониженным содержанием жира или холестерина, комплексных упакованных ланчей с сыром. Потребление сырных производных сегодня — это мировой тренд.

Многие компании также используют возможности расширения аудитории в среднем ценовом сегменте за счет выпуска продуктов в нарезке и в упаковке. Такой вариант позволит продавать продукт там, где нет возможности его нарезать — несетевые магазины, сетевые мини-маркеты в формате «у дома», магазины при заправках. К тому же упаковка — всегда возможность «поговорить» с покупателями и лаконично объяснить, чем хорош именно этот продукт.

Так или иначе, когда производитель принимает решение и выбирает между настоящим сыром и честным или нечестным сырным продуктом, стоит иметь в виду, что это не только определит уровень себестоимости, сырье и технологии. Это будет выбором и в более глобальных вещах.

Сыр — это возможность более или менее ровно переживать спады, сохранять относительно массовую, лояльную и платежеспособную аудиторию, и не затеряться в океане невкусных, вредных и потому не нужных потребителю продуктов. Инновационный сырный продукт высокого качества — работа на одну или несколько ниш, быстрорастущая аудитория, готовая пробовать новое и потому очень чувствительная к качеству. Риски высоки, но есть возможность стать пионером и номером один в своей нише.

Впрочем, не менее рискованно и производство экономичного сырного продукта на базе растительных жиров под своим или чужим наименованием. Это — работа на аудиторию в сегменте «средний минус».

Экономичный сырный продукт на базе растительных жиров под своим или чужим наименованием — работа на аудиторию в сегменте «средний минус». Эти покупатели будут верны продукту до тех пор, пока ничего другого не позволяет кошелек, и пока нет альтернативы, и именно от этого продукта откажутся в первую очередь, когда нужно будет сэкономить. Другими словами, в период кризиса и эмбарго, которые случаются одновременно, своих потребителей найдет и этот продукт. Остается ответить на вопрос, что делать в более благоприятные времена.

Pro
Что повлияет на маркетинг в 2025 году: пять трендов
Pro
Не повторяйте ошибок IKEA: культурный код как оружие в борьбе за рынки
Pro
Дефицит ресурсов в логистике. Как его преодолеть — опыт лидеров рынка
Pro
Всем потребовался администратор 1С: как им стать и сколько будут платить
Pro
Scrum-мастер зарабатывает до 350 тысяч рублей в месяц. Как им стать
Pro
Агрессивный маркетинг в рекламе. Что за него грозит бизнесу
Pro
Почему в США теряют интерес к «культуре пробуждения»
Pro
Как калифорнийский стартап пытается создать iPhone в мире роботов