Вологодская область, 02 апр 2018, 17:50

Экология Череповца: как средний бизнес оказался под подозрением

Март оказался нервным для руководителей и промышленников Череповца — всё благодаря «крылатой» фразе из послания президента о «дымном» небе города.
Читать в полной версии
Фото: photopodium.com

Первым на экологическую критику отреагировал губернатор Олег Кувшинников, который буквально через час после того, как Владимир Путин прочитал и показал своё послание Федеральному собранию, сделал заявление, о том, как много череповецкая «Северсталь» в последние годы делает для снижения своего вредного воздействия на городские воду и воздух.

Потом Кувшинников потребовал от своего правительства и руководства Череповца актуализировать экологическую программу. После чего в городе состоялось несколько совещаний с участием представителей всех основных промышленных предприятий, оказывающих техногенное влияние на окружающую среду.

В город даже приехал министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. РБК Вологодская область рассказывал, как он знакомился с природоохранными объектами «Северстали» и «ФосАгро», а также планами этих компании по внедрению в 2019 году «наилучших доступных, экологически чистых технологий». Программы такого внедрения ещё должны быть разработаны и стать частью единой комплексной программы снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, которую в течение месяца город должен подготовить программу, которую он будет представлять в правительство региона, а далее в Министерство природных ресурсов и другие ведомства.

Губернатор пообещал взять эту работу под личный контроль.

Понятно, что и область, и город, и его крупнейшие промпредприятия после того, как все они оказались в центре внимания федеральных чиновников и центральных СМИ, захотели представить себя в лучшем свете. И это общее желание оправдаться, показать именно «комплексное» воздействие промышленности города на его экологию, порой приводило к парадоксальным ситуациям, когда подозрение в «экологической неблагонадёжности» вдруг падало на сравнительно небольшие предприятия.

Характерный пример показала съёмочная группа телеканала «Россия», делавшая сюжет на тему президентского послания. Журналистов интересовали в основном два промышленных объекта: «Северсталь» и Череповецкий фанерно-мебельный комбинат. А на комбинате съёмочную группу в морозный солнечный день особенно привлекла его труба со столбом белого дыма.

В тот же день на заседании комитета по охране окружающей среды череповецкой мэрии представители областного управления Росприроднадзора озвучили ещё и цифры, связанные с негативным воздействием АО «ЧФМК», доля которого в общем объеме организованных валовых выбросов вредных веществ в атмосферу города по итогам 2016 года составила лишь 0,13%.

Несмотря на то, что, по данным департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, наибольшее количество выбросов в атмосферу города приходится на Череповецкий металлургический комбинат — 94%, пальцем было показано и на другие предприятия города, которые неожиданно для себя оказались «под подозрением» у чиновников и общественности.

Об этом корреспонденту РБК с некоторым недоумением говорил заместитель гендиректора ЧФМК Илья Коротков:

«Такой подход, что, раз весь город грязный, значит, всех нужно быстро проверить. В результате, и малый, и средний, и даже крупный бизнес с малой долей воздействия на окружающую среду вдруг оказались «под прицелом» и даже каким-то негативным отношением общественности города.

Хотя, к сожалению, обыватель просто не понимает, что наше производство по сравнению со всем остальным настолько чистое, городская атмосфера практически не замечает нашего присутствия.

А то, что вылетает из заводской трубы и так впечатляет журналистов и обывателей — обыкновенный пар, — поясняет главный инженер комбината Александр Ремезов:

«Технология деревообрабатывающих производств предполагает различные этапы сушки древесины, — рассказывает Ремезов. — Находящаяся в древесине влага превращается в пар и удаляется».

В технологии работы с деревом основная часть — сушка древесины, позволяющая получить качественный продукт. Именно поэтому все деревообрабатывающие предприятия «дымят» паром, отдавая в атмосферу ту воду, которую предприятие забирает у дерева. Когда-то всё было наоборот — дерево, пока росло, вбирало в себя влагу.

«Потому что это живой продукт, — поясняет Коротков. — Наше производство живая иллюстрация известного из школьного курса Природоведения круговорота воды в природе. Наш пар чистый, потому что мы берем воздух от всех производств, и в специальных установках водой вымываем формальдегид — основной элемент, который присутствует в дереве в его естественном состоянии. Потом эта вода поступает в специальные контейнеры, где специальные бактерии его пожирают и оставляют за собой просто чистую воду».

Сейчас, по заявлению Ильи Короткова, комбинат приступает к реализации дорогостоящей программы модернизации энергокомплекса, которая позволит дополнительно снизить негативное воздействие на окружающую среду.

В масштабах своего предприятия экологическая программа ЧФМК, пожалуй, по-своему не менее амбициозна, чем аналоги металлургов и химиков. Аналогичные программы есть и у других сравнительно небольших промышленных компаний Череповца. Все они — тоже потенциально составная часть того перспективного экологического проекта, который город по поручению Сергея Донского и под контролем Олега Кувшинникова должен скоро представить на рассмотрение Минприроды.

Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место