Вологодская область, 02 июн 2017, 17:01

Малого бизнеса много не бывает: его рост на Вологодчине выше российского

Правда, наблюдается отток предпринимательской активности из районов области.
Читать в полной версии

Если замминистра экономического развития России Олег Фомичев на Петербургском международном экономическом форуме как о небывалом явлении говорит о том, что в стране малых и средних предприятий стало больше на 10% по сравнению с августом 2016 г., то в Вологодской области аналогичный рост в 12% считается вполне нормальным явлением.

Во всяком случае так его воспринимает директор АНО «Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области» Татьяна Крицкая.

Сейчас в России работает более 6 млн таких компаний, в том числе более 5,5 млн — это микробизнес, 266 000 — малые компании, а 20 000 предприятий относятся к среднему бизнесу.

Президент «Опоры России» Александр Калинин тоже недавно отмечал позитивную динамику развития малого и среднего бизнеса. По его данным, сегмент отечественного микробизнеса за 2016 г. увеличился на 500 000 предприятий, или на 8,5%, благодаря господдержке.

Впрочем, некоторые эксперты, как, например, вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева, полагают, что прирост произошел не столько за счет появления новых компаний, сколько из-за перестройки уже существующих. Минеева считает, что всё дело в новых льготах для мелкого бизнеса, польстившись на которые, крупные компании стали переоформляют часть своих структур в малый или средний бизнес, чтобы оптимизировать налоги.

К этому утверждению директор московского офиса Tax Consulting Эдуард Савуляк добавляет в комментарии «Ведомостям» свою точку зрения на то, что нынешний рост — ещё и компенсация падения числа предпринимателей в предыдущие два года. В первом полугодии 2015 г. малых и средних компаний было 242 600, а в первом полугодии 2016 г. стало 172 800, по данным Росстата. И на этом фоне прирост в 10% всего лишь возвращение к докризисной статистике.

На этом скептическом фоне уверенность Татьяны Крицкой в Вологодском МСБ выглядит, возможно, чрезмерно оптимистичной. Но она приводит цифры.

Так, по сравнению с 2010 годом количество малых предприятий в Вологодской области выросло в 2,3 раза, с 2015 годом — количество МСП в регионе увеличилось более чем на 6,5 тысяч субъектов. В 2016 году в регионе, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, насчитывалось 52,6 тыс. таких предприятий, это второй результат по Северо-Западному федеральному округу.

«Плохо то, что мы наблюдаем отток предпринимательской активности из районов области, — говорит Крицкая, — это тревожный сигнал.

Что касается субъективного мнения, могу сказать, что сегодня идет активный поиск возможностей для создания новых видов конкурентоспособной продукции, участие в start-up проектах, стимулируется поиск и рост инновационных идей».

Директор Вологодского РЦПП считает, что именно сейчас настало «волшебное» время для сильных личностей: талант предпринимателя раскрывается именно в переходные моменты, когда он сталкивается с необходимостью что-то менять в своей схеме, модернизировать производство, а от ряда направлений и вовсе отказаться, говорит собеседница РБК Вологодская область.

Но, даже добившись первых быстрых результатов, нельзя расслабляться. В современном мире деловой климат таков, что при самой краткосрочной стагнации производства из фаворитов и лидеров в своем секторе можно буквально за год стать аутсайдером.

Если через эту призму рассматривать мнения предпринимателей, многие из которых не заметили улучшения своего положения, можно подумать, что в МСБ идут, в основном, слабаки или лентяи.

Пожалуй, это не так. Люди сетуют на слабый спрос, на рост цен инфраструктурных монополий, на то, что налоговая нагрузка не изменилась, бюрократии меньше не стало. И, как те мыши из анекдота, продолжают «есть кактус» своего бизнеса.

Сама тема давления государства на бизнес — это прижившийся и регулярно артикулируемый тренд, не соглашается Татьяна Крицкая:

«Как бы лояльны не были программы поддержки предпринимательства, сколько бы усилий со стороны органов власти и институтов развития не тратилось на нивелирование и смягчение экономических барьеров, традиционно негативные сигналы от бизнеса транслируются в публичном пространстве в разы активнее, чем положительный фидбэк. Это объяснимо, поскольку проблемы и сложности всегда на первом плане».

Pro
«Вернется к уровню 2021 года через 7‒9 лет». Что происходит с «Газпромом»
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Смерть фондового рынка: почему успешные компании не выходят на биржу
Pro
Прибыль медпроектов в Индии растет на 20% в год: что ждет на этом рынке
Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Как прошло IPO МТС Банка и что будет с его акциями