«Северсталь» продаст металл конкуренту за контракт «Газпрома»
Об этом сегодня сообщили «Ведомости» со ссылкой на представителя ЗТЗ. Что касается «Северстали», то она сделку не комментирует, как и всю ситуацию, складывающуюся вокруг закупок «Газпромом» ТБД у российских производителей.
Как уже сообщал РБК Вологодская область, в конце декабря, стало известно, что «Газпром» приостановил действие контрактов на закупку около 500 000 т ТБД у своих основных поставщиков — «Северстали», ТМК, ОМК, ЧТПЗ, а также у трейдера ТИТ «в связи с утратой интереса». Цены на трубы с 2016 г., когда проводилась закупка, ушли вниз, но трубники не хотели этого учитывать, объяснял происходящее тогда собеседник «Ведомостей» в «Газпроме». «Приходится воспитывать», — говорил он.
В уведомительных письмах, полученных заводами от газового концерна,сообщалось, что причиной расторжения контрактов было названо изменение ценовой политики «Газпрома» в отношении закупки труб большого диаметра.
Источники в большинстве предприятий утверждали, что на ситуацию мог повлиять демпинг со стороны рвущегося на рынок ЗТЗ.
На самом деле это предприятие, принадлежащее Денису Сафину, относительно быстро попало в число значимых игроков трубного рынка. Завод начал работу в 2015 году, а уже весной 2017-го завод согласовал с «Газпромом» — одним из крупнейших потребителей трубной продукции в стране — технические условия на поставку труб для ремонтно-эксплуатационных нужд (РЭН). Кроме того, ЗТЗ заключил контракт с монополией на 112 000 т труб, что примерно в пять раз меньше его потенциальной мощности. При этом завод сразу предложил «Газпрому» скидку к текущим ценам в размере 13–15%.
Во взаимоотношениях ЗТЗ и «Газпрома» есть ещё одно любопытное обстоятельство. По регламенту «Газпрома» новые трубные проекты могут получить аттестацию для поставок для инвестпроектов не ранее чем через два года после поставок для ремонтов. Но Загорскому трубному удалось регламент обойти — 28 декабря 2017 года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер своей резолюцией расширил допуск ЗТЗ до участия в строительстве новых трубопроводов.
После некоторой паузы в январе этого года источники «Ведомостей» сообщили, что «Газпром» сделал предложение трубникам о снижении цены на 20%. Одновременно «Газпром» включил в план закупок покупку около 100 000 т ТБД, предназначенных для магистрали Грязовец — КС «Славянская», питающей будущий газопровод «Северный поток — 2», у единственного поставщика. «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники немедленно сообщи, что этот контракт получит ЗТЗ. Его стоимость — около 8,8 млрд руб. Для «Газпрома» это почти на 27% дешевле в сравнении с приостановленными контрактами для того же газопровода. Косвенно это подтверждают на ЗТЗ.
По словам заместителя генерального директора по корпоративным коммуникациям Игоря Гусенкова, которые приводит издание, законтрактованность ЗТЗ составляет 230 000 т в первом полугодии.
Источники в других трубных компаниях полагают, что ЗТЗ сможет загрузить все свои мощности, но не заработать на этой загрузке — сравнительно невысокая рентабельность у всех трубников плохо коррелирует с большими скидками, которые предлагает предприятие.
К тому же, как оказалось у Загорского завода возникли проблемы с сырьём. Российские металлургические компании в прошлом году отказывались продавать ему трубную заготовку (штрипс). Правда, эксперты не связывают это с возможной «местью» обиженных конкурентов. Скорее всего, полагают источники, речь шла о том, что, во-первых, металлурги сомневались в платёжеспособности ЗТЗ, ещё не получившего газпромовскую аттестацию, а, во-вторых, у них просто не было больших объёмов свободного подката. А даже 250 000 дополнительных тонн, по мнению экспертов, — это объём, требующий времени для увеличения производства.
Поэтому в прошлом году значительную часть проката ЗТЗ закупал у южнокорейского производителя Posco. А вот в 2018-м у предприятия, кажется, появился первый российский поставщик. И им стала череповецкая «Северсталь».
Свой резон у «Северстали» в сотрудничестве есть с конкурентом есть. Заключается он в простом логическом умозаключении: если на возможность потери части трубного контракта «Газпрома» повлиять сложно или невозможно, то можно хотя бы частично компенсировать эту потерю продажей трубной заготовки.
Сложно сказать, повлияло ли на решение череповецкой компании то, что исполнительным директором ЗТЗ является бывший директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» Сергей Торопов. Но на заключении соглашения точно могла положительно сказаться логистика: поставки из Череповца наиболее оптимальный вариант для ЗТЗ — он расположен ближе всего по сравнению с конкурентами «Северстали» — Новолипецким и особенно Магнитогорским комбинатами.