Вологодская область, 12 мар 2018, 07:17

Вологодский малый бизнес сертифицируют, дорастят и отправят на экспорт

Вологодская область подтверждает общероссийскую тенденцию — на экспорт готовы работать не так много малых компаний — остальные ещё нуждаются в предварительной подготовке.
Читать в полной версии
Фото: kommersant.ru

На минувшей неделе Владимир Путин поручил правительству помочь малому и среднему бизнесу с выходом на зарубежные рынки. Выход на экспорт для многих отечественных малых компаний мог бы стать неплохим решением проблем со сбытом, стагнирующим в условиях съёживающегося российского рынка, находящегося в «ножницах» падающего покупательского спроса и общего недоинвестирования — частного и государственного.

Теперь к 1 мая этого года правительство должно разработать меры поддержки малых и средних компаний в целях их выхода на зарубежные рынки. А согласно развития МСП до 2030 года обещает, что через 12 лет доля экспорта малого бизнеса в его общем объеме должна увеличиться с 6,5% (данные ФТС за 2015 год) до 12%.

По информации Минэкономики, в 2017 году 30,1 тыс. субъектов МСП экспортировали свои товары в 102 страны — в частности в Казахстан, Чехию, Армению, Перу, Китай, Германию, Грецию, Бельгию, Францию, Италию. По сравнению с 2016 годом число мелких экспортеров существенно выросло — на 86%. Мелкие компании поставляли за рубеж разнообразную продукцию — от изделий народно-художественных промыслов до эксклюзивного медицинского оборудования. Растёт число малых предприятий, начавших работу на экспорт в Вологодской области, хотя их доля всё ещё выглядит микроскопически — 3,3% от общего экспорта региона. Из более чем 51 тыс. субъектов МСП Вологодчины реально действующими экспортёрами являются 166 компаний.

Однако этот потенциал далеко не исчерпан — основным препятствием является неготовность вологодских предприятий к работе с на зарубежных рынках и с иностранными партнёрами.

Даже, если вычесть из общего числа субъектов МСП тех, кто просто не хочет работать на экспорт (а 46% респондентов опроса, проведённого «Опорой России», заявили, что их бизнес связан с местом нахождения и «не предполагает более широкого распространения»), всё равно остаётся серьёзный потенциал для роста «малого экспорта» из России.

Но у этих малых компаний есть серьёзные же сдерживающие факторы, препятствующие реализации потенциального желания сбывать продукцию/услуги за рубеж. При этом часто они вполне осознаются самими предпринимателями. Тот же опрос «Опоры России» показал, что каждая десятая компания полагает, что за рубежом на её продукцию нет спроса. О высоком уровне конкуренции, других стандартах производства заявили по 9% респондентов. Столько же предпринимателей считают, что стоимость и характеристики их продуктов на зарубежных рынках неконкурентоспособны. Еще 7% не знают, как и кому предложить свою продукцию, 3% не занимаются экспортом из-за законодательных или бюрократических сложностей.

В значительной степени такие суждения объясняются элементарно слабой информированностью предпринимателей. Эта проблема на уроне регионов решается с помощью региональных центров поддержки экспорта. Такая структура, созданная при поддержке Минэкономразвития Региональным центром поддержки предпринимательства, работает и в Вологодской области. С прошлого года региональный центр поддержки экспорта активно сотрудничает с АО «Российский экспортный центр» — инструментарий, помогающий малым предприятиям выходить на международные рынки, существенно расширился. Теперь это не только организация выставок, бизнес-миссии.

В числе новых эффективных инструментов директор РЦПП Вологодской области Татьяна Крицкая называет проект Made in Russia, предполагающий добровольную сертификацию МСП и их включение в специальный каталог российских компаний, который РЭЦ продвигает в зарубежных бизнес-сообществах.

«Оператором проекта выступает РЭЦ в партнерстве с Минэкономразвития, Минпромторгом и Роскачеством. Они внимательно проверяют нашу продукцию, а затем этот брэнд работает на продвижение наших компаний на экспорт», — рассказывает Крицкая.

По словам Крицкой, речь в проекте идёт о подтверждении качества не только продукции, услуг, но и бизнес-процессов предприятия.

«Это важно. Когда и продукция, вроде, хорошего качества. Сама система управления бизнес-процессами, что стало обязательным параметром оценки качества предприятия:

Роскачество, Made in Russia смотрят не только продукцию, а и то, как отлажена работа в целом в организации. Если это международная компания, то речь идёт о сертификате международного образца, если внутренний рынок — то о российская сертификация.», — говорит директор РСПП.

К сожалению, далеко не все субъекты МСП способны самостоятельно и должным образом отладить свои бизнес-процессы. Здесь нужны соответствующие образовательные программы.

В том числе и для этого в Вологде на площадке РСПП с 2018 года открывается Региональный центр компетенций. Одной из первых разработок центра станет пилотный проект так называемого «доращивания» малых компаний до определённого уровня качества бизнеса и продукции. Пока, по словам Татьяны Крицкой, ориентиром будут служить требования, предъявляемые крупным бизнесом, который в свою очередь работает на экспортных рынках.

«Суть проекта — точечная работа с промышленными компаниями, которые необходимо вырастить до уровня соответствия качества поставщика на крупное предприятие.

Как это сделать, решает регион: кредитовать новую линию, например, или сделать технологический аудит и доработать качество технологических процессов, сертифицировать? Такой точечный комплекс мер. Несколько компаний уже вошли в проект, мы с ними работаем. И конечный итог — это их поставки», — говорит Крицкая.

Кроме того, по словам собеседницы РБК Вологодская область, Региональный центр компетенций готов делиться с предпринимателями из других регионов знаниями и опытом, накопленными в областном проекте «Синергия роста», основанном на вовлечении субъектов МСП в сотрудничество с крупными компаниями.

Свои команды развития, говорит Крицкая, уже готовы направить на годичный цикл обучения в Вологду Псковская и Ленинградская области. Программа обучения будет состоять из трёх блоков: диагностики субъектов предпринимательства и рыночной ситуации, практикума по составлению «дорожной карты», тьютерская поддержка вплоть до создания рабочей системы бизнес-кооперации в регионе.

Впрочем, одних знаний и навыков ещё недостаточно, отмечают эксперты — малому бизнесу для выхода на зарубежные рынки нужны ещё льготное кредитование, а также целевые кредиты для потенциальных зарубежных покупателей, доступное страхование экспортных кредитов и инвестиций.

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist