Вологодская область, 14 мар 2017, 08:26

В Вологодской области за 10 лет число чиновников выросло в полтора раза

Опрошенные РБК Вологодская область эксперты полагают, что этот результат — закономерный итог реформы госвласти последнего десятилетия.
Читать в полной версии
Фото: kommersant.ru

По данным Вологдастата, количество чиновников в органах исполнительной власти Вологодской области за 10 лет выросло в 1,5 раза.

В 2007 году в них трудилось 8570 человек, а к 2016 году количество таких работников выросло до 13244 человек.

Анализ распределения работников бюрократического аппарата в регионе по уровням управления в целом отражает тенденцию последних лет, направленную на выстраивание «вертикали власти».

Вот и статистическое ведомство свидетельствует, что реально возросла только доля сотрудников вологодских управлений федеральных органов исполнительной власти (приставы, сотрудники УФАС, налоговики и др.) — с 5842 до 11303 человек.

А вот областных чиновников (сотрудников аппарата регионального правительства) стало наоборот меньше на 787 человек: в 2007 году в аппарате числилось 2728, а в 2016 — уже только 1941 человек.

Резкое умаление роли местного самоуправления в России подтверждается теперь сокращением не только муниципальных бюджетов, но и количества сотрудников органов местного самоуправления Вологодской области — десять лет назад их было 7363 человека, по итогам 2016 года — 4746 человек.

Депутат Заксобрания от ЛДПР Антон Гримов убежден, что в сокращении управлении именно в муниципальном звене есть свой, пускай и несколько печальный смысл:

«Сейчас идет укрупнение поселений. Их надо объединять, потому что полномочий у них осталось крайне мало, держать там аппарат, бухгалтерию, помощников нет смысла. Плюс не надо забывать, что у нас очень большая проблема с кадрами что внизу, что наверху. И зачастую люди работают совсем не по профилю, занимаются не своим делом».

Есть у эксперта рациональное объяснение и фактической неубиваемости российских чиновников, которые после любого сокращения умудряются немедленно устраиваются

во вновь создаваемые структуры, подразделения, учреждения:

«Не думаю, что здесь решающую роль играет какое-то кумовство (это и отследить достаточно тяжело), скорее так происходит от того, что бюрократии очень много, создается огромный документооборот. И аппарат не хотят сокращать, чтобы не завалить остающихся сотрудников огромной непонятной и ненужной работой».

Руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании области Александр Морозов считает, что частично проблему неконтролируемого роста чиновников мог бы решить возврат к старым кадровым принципам, которые действовали в советские времена:

«Если человек приходил во власть, скажем, на должность министра, то он последовательно проходил всю карьерную цепочку: от простого работяги до руководителя. Поэтому знал, как работает система, и что для этого надо. В итоге удавалось решать сразу две задачи: держать квалификацию управленцев на уровне и сдерживать их неконтролируемое «размножение».

Трудно ждать чего-то хорошего, когда делом правят менеджеры, которые мало разбираются во вверенной им области. Все выливается в основном в перекладывание бумажек и очень часто — в извлечение дополнительного личного дохода из подведомственной отрасли».

Общая численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в 2016 году составила 20436 человек, что почти на 3 тысячи больше, чем 10 лет назад.

Экс-губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев видит в данных Вологдастата закономерный итог реформы системы государственного управления, начавшейся в России как раз 10 лет назад. Тогда были разработаны две концепции реформы, рассказывает Позгалёв: одна, поддерживаемая Дмитрием Козаком, предполагала передачу большей части госфункций в регионы, вторая, под руководством Игоря Шувалова, опиралась на принципы большей централизации государственного управления:

«И группа Дмитрия Николаевича, в которую входил и я, предлагала кардинальное упрощение государственной системы, что привело бы к резкому сокращению и числа чиновников, и бюрократического аппарата.

Когда московские чиновники это сообразили, все предложения были спущены на тормоза, реформа забуксовала, а в итоге получилась громоздкая и неэффективная система управления, которая снова привела к резкому увеличению числа чиновников, как на федеральном уровне, так и на местах.

Уже тогда в докладе Высшей школы экономики, опубликованном в «Независимой газете», содержалась резкая критика принятого варианта реформы, уже тогда звучали предупреждения о негативных последствиях этой реформы, что в общем-то в полной мере сегодня, спустя десять лет, мы и наблюдаем.

В результате этого выбранного варианта, страна стала фактически неуправляемой, зато число чиновников выросло в разы! Но чем больше чиновников, тем выше расходы на государственное управление, тем более забюрократизированной и неэффективной становится и вся система, которая тормозит и развитие общества, и развитие экономики.

Подводя итоги реформы, Президент дал поручение готовить новую, с тем чтобы исправить ошибки эксперимента 2006 года, но в итоге получилось, как на плакате царской России — «один с сошкой, семеро — с ложкой».

Вариант реформы может быть только один — передача полномочий сверху вниз; больше должно быть тем чиновников, которые ближе к земле, ближе к людям, а не наоборот».

Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Экспатам из России платят в Узбекистане $60 тыс. в год: в чем сложность
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе