Компания Алексея Мордашова развивает сеть продуктоматов
Как сообщили сегодня «Ведомости», в сентябре, на первом этапе сотрудничества, «Утконос» доставляет заказы в 180 постаматов PickPoint — автоматические терминалы, откуда покупатель может его забрать. На этом этапе в терминал нельзя заказать охлажденные или замороженные продукты, табак, алкоголь, лекарства, предупреждает представитель «Утконоса». Доставляется заказ на следующий день, для покупателя услуга бесплатна, минимальный чек — 200 руб., продолжает он, на дом курьер привозит заказ на сумму минимум 1500 руб., доставка заказов дешевле 7000 руб. платная — 249–299 руб.
На следующем этапе — в 2018 г. — «Утконос» и PickPoint хотят установить постаматы с морозильными камерами и продуктоматы, т. е. терминалы только для продовольствия, говорят представители компаний.
По мнению гендиректора PickPoint Надежды Романовой, в перспективе пяти лет на российском рынке может быть востребовано до 10 000 постаматов с функцией выдачи продуктов питания, в том числе скоропортящихся.
Пока у PickPoint нет автоматов с морозильными камерами, сетует Романова: «И в целом по России можно говорить скорее о тестировании такой доставки, чем о полноценной работе сервиса».
«Утконос» установил 27 продуктоматов, до конца года их число удвоится, говорит его представитель.
Качественный продуктомат на 90 ячеек будет стоить около 2 млн руб., оценивает Романова, обычный постамат того же размера с функцией приема платежей стоит около 1 млн руб., можно добиться стоимости продуктомата 1,5 млн руб., считает она. Как «Утконос» и PickPoint будут делить расходы на продуктоматы, стороны не раскрыли.
Сейчас в интернет-торговле продовольствием основная модель доставки — курьерская: на дом доставляется большинство заказов «Утконоса», знает его представитель. Доставка на дом доминирует и у конкурентов «Утконоса» — крупных традиционных ритейлеров, развивающих дистанционную торговлю. 90% интернет-заказов, сделанных в интернет-магазине сети «О’кей», привозят курьеры, сообщил представитель сети, из магазинов товары забирают только 10%.
Как и в обычных магазинах, значительная часть интернет-заказов — скоропортящиеся товары. Существенную долю занимают свежие товары повседневного спроса, молочные продукты, фрукты и овощи, говорит представитель X5. «Возможность доставлять скоропортящиеся товары — одно из наших ключевых преимуществ. Именно такие продукты — охлажденное мясо и птица, фрукты, овощи и молочные продукты — пользуются наибольшим спросом у наших покупателей», — вторит ему представитель «О’кей».
Обычные отдельно стоящие пункты выдачи заказов не подходят для продуктов питания, считает представитель «О’кей». «При курьерской доставке, да и при самовывозе из магазина ритейлер может контролировать соблюдение условий хранения до момента получения заказа», — объясняет он.
Пока ни один способ доставки не решил фундаментальной проблемы онлайн-торговли продуктами питания — ее убыточности.
«Люди не готовы платить за сборку и доставку заказа продуктов питания столько, сколько это реально стоит, поэтому как зарубежные, так и российские бизнесы в этой сфере убыточны», — говорит младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко Хоменко.