Вологодская область готова к запрету ввоза белорусского молока
Сегодня должен вступить в силу запрет на ввоз в страну белорусской молочной продукции, объявленный Росприроднадзором ещё 26 февраля. Впоследствии дата запрета была перенесена на 6 марта, а после на 15 марта. В качестве причины была названа небезопасность продукции для потребителя.
Ограничения Россельхознадзора касаются сухого и пастеризованного молока, которое охотно покупают в качестве сырья российские заводы, — молоко в потребительской упаковке (то есть то, которое стоит на полках в магазинах) под эмбарго не попадает.
Российская сторона обвиняет Белоруссию в регулярных нарушениях стандартов качества поставляемого молока и молочной продукции. Но, как отмечают эксперты, у зарета есть ещё одна, гораздо более существенная причина.
Защита рентабельности
С начала этого года российские регионы один за другим начали жаловаться на небывалое снижение закупочных цен на молоко от сельхозпроизводителей. Оно дешевело в среднем на 6-8 рублей (в зависимости от региона). Снижение стоимости молока в зимний период действительно большая редкость, обычно снижение цен происходит ближе к лету, в так называемый сезон «большого молока». Сейчас же цены падают из-за больших объемов импортного сухого молока на рынке, утверждают регионы. Из-за дешевизны его покупают комбинаты и используют в качестве сырья для производства восстановленного молока.
Впрочем, дешевело и импортное сухое молоко. По словам гендиректора компании «Северное молоко» Антона Ночевки, его цена снизилась со 190 руб. за килограмм в прошлом году до 125 руб. — в феврале 2018 года.
Проблемы в регионах действительно есть, закупочные цены снижаются, отмечают в российском Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко). Традиционно в течение года на молочном рынке наблюдаются резкие колебания цен, говорит директор по связям с общественностью и госорганами Союзмолока Мария Жебит.
«Зимой молока мало, и оно дорожает, а летом — много, его стоимость снижается, и производители работают себе в убыток. Амплитуда может составлять 20-30 процентов», — отмечает она. Но в этом году сложилась совершенно другая ситуация.
По данным Росстата, в 2017 году в стране произведено 31,1 миллиона тонн сырого молока, что на 1,2 процента или 362 тысячи тонн больше, чем годом ранее. В целом, за последние годы производство товарного молока и готовой продукции растет стабильными темпами на 2-3 процента в год. На объемах продаж напрямую сказалось падение потребительского спроса — производители не успевают продать складские запасы. «Кроме того, наращивался объем дешевого импорта из Белоруссии и третьих стран», — признают в Союзмолоко.
Эксперты считают, что явное перепроизводство молока на рынке связано не только с засильем молочного импорта, но и с падением доходов населения. Согласно данным Росстата, цены на молоко и молочную продукцию за 2017 год выросли на 8,5 процента, за 2016-й — на 9,5 процента. Параллельно реальные располагаемые денежные доходы россиян в прошлом году снизились на 1,7 процента. Это был четвертый год падения: в 2014-2016 годах доходы упали на 0,7, 3,2 и 5,8 процента соответственно.
Запрет как «фактор стабильности»
Руководство Вологодской области считает запрет ввоза белорусского молока дополнительным фактором стабильности на молочном рынке региона.
Об этом ещё в январе говорил губернатор Олег Кувшинников, увязывая возможный запрет с наращиванием в области собственного молочного производства. Этот же тезис поддерживает и заместитель губернатора Михаил Глазков.
По словам чиновника, вологодские переработчики до заявления Росприроднадзора готовы были реагировать на избыток молока снижением цены.
«У производителей, колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, у тех, кто поставляет молоко, были серьёзные опасения — рассказал Михаил Глазков. — Фактически снижение закупочной цены в Вологодской области не произошло.
Теперь, с учетом того, что принято решение о введении запрета на дешевое сырье, поступавшее с января 2018 года из Республики Беларусь, предполагается, что переработчики Вологодской области снижать цену на молочное сырье не будут. Это, в свою очередь, гарантирует стабильную ситуацию на молочном рынке Вологодчины».
Опрошенные РБК Вологодская область переработчики единодушны в том, что запрет не скажется отрицательно на их работе. Представитель Череповецкого молочного комбината заявил РБК, что предприятие полностью работает на вологодском сырье, поэтому влияния снижения импорта просто не заметит.
Антон Ночёвка же говорит, что ограничение белорусского импорта не повлияет даже на тех производителей, кто работал с сухим молоком из Республики Беларусь:
«Все, кто хотел, запаслись им минимум на полгода вперёд, — говорит собеседник РБК. — Наше предприятие всё время работает на местном сырье. Если ещё год назад были какие-то признаки небольшого дефицита вологодского молока, то сейчас его в регионе с избытком».
Но говорить о полном насыщении внутреннего молочного рынка продукцией собственного производства ещё рано, считает вице-премьер России Аркадий Дворкович. На этой неделе он заявил РИА Новости России, что стране не хватает молока собственного производства, поэтому животноводство постепенно будет выходить на первый план.
«Мелиорация, правильное применение минеральных удобрений, севооборот должны оставаться в центре внимания, тем не менее на первый план постепенно все равно должно выходить животноводство, у нас дефицит молока в стране, примерно 25 процентов нам не хватает от объема потребления», — сказал Дворкович.
Ранее РБК уже сообщал, что по словам Михаила Глазкова, у Вологодской области есть примерно такой же резерв по мощностям молокопереработки, который еще не закрыт собственным производством. Притом, что оно ежегодно увеличивается на 3-4%.