Вологодская область, 26 июн 2018, 14:57

Управляющие компании могут существенно снизить тарифы на содержание МКД

По мнению участников рынка Вологодской области, для начала нужно улучшить состояние жилого фонда, снизить административное давление на бизнес и стабилизировать жилищное законодательство.
Читать в полной версии
Фото: pronedra.ru

Гендиректор УК «ПИК-Комфорт» Игорь Фарбер в интервью РИА «Недвижимость» заявил, что перспективе 10 лет управляющие компании могут существенно снизить тарифы на содержание и текущий ремонт многоквартирного жилья за счёт технологизации сферы обслуживания МКД и расширения спектра коммерческих услуг.

По словам эксперта, управляющая компания может предложить потребителю любой тариф, например, услуги ЖКХ за 1 рубль.

По мнению Фарбера, это возможно, если компания будет знать, что за счет дополнительных доходов, в частности, за счет продажи дополнительных товаров и оказания услуг, она может дополнительно заработать.

«Мы можем предоставлять любой спектр коммерческих услуг, начиная от доставки товаров через 15 минут от клика, заканчивая выполнением работ по бытовому ремонту», — отметил он.

По сути речь идёт о смене приоритетов, когда нынешний основной бизнес УК становится вспомогательной деятельностью, позволяющей ей развивать сопутствующие бизнес-направления, вплоть до самых экзотических.

РБК Вологодская область с помощью вологодских управдомов попробовал оценить реалистичность подобных прогнозов.

Руководитель группы УК «Олимп» Сергей Васюнов считает, что первым препятствием может стать психология собственника жилья — основного потребителя услуг УК.

«Большинство наших собственников плохо представляют себе связь между тарифом и качеством обслуживания дома, — говорит Васюнов. — Я считаю, что информационная работа в этом смысле изначально была провалена. И ответственность за это несут в том числе представители органов власти и контролирующих органов».

По мнению собеседника РБК, вместо помощи управляющим компаниям в установлении экономически обоснованных тарифов и разъяснении тарифной политики собственникам, часто и власть, и контролёры представляют УК в качестве недобросовестных конрагентов, заботящихся только о своей выгоде, а не интересах жителей.

В качестве примера Сергей Васюнов приводит кампанию по подготовке потребительского рейтинга управляющих компаний в Череповце. По мнению руководителя УК, прежде чем спрашивать мнение жителей, неплохо бы провести профессиональную экспертизу с привлечением специалистов этой сферы, налоговой и жилищной инспекций. Чтобы не получилось, что привлекательный тариф предлагают компании, которые ведут свой бизнес с нарушениями.

«Мы, конечно, расширяем свой спектр платных услуг, которые предлагаем собственникам жилья, — отмечает Сергей Васюнов, — но пока не можем говорить об их резком улучшении — нам важно не ухудшить их в существующих условиях».

А эти условия, по мнению эксперта, сегодня не слишком благоприятствуют развитию бизнеса «управдомов». Это проявляется, прежде всего, в усилении административного давления на УК и нестабильности постоянно меняющегося жилищного законодательства.

Последней новацией в этом смысле стало принятие Госдумой поправок в ЖК, легализующих переход на прямые расчёты между жителями и ресурсоснабжающими организациями. Управляющие организации, которые долгое время добивались принятие такой нормы, встретили новость с удовлетворением. Однако собственники жилья встретили её достаточно прохладно. В том же «Олимпе» лишь около 50% домов проголосовало за переход на новую систему.

«Я думаю, что люди просто устали от нестабильности нашего жилищно-коммунального законодательства, — говорит финансовый директор ГК «Олимп» Татьяна Мартынова.

— Возможно, постоянные «инициативы» по «улучшению» позволяют чиновникам имитировать бесконечную «реформу ЖКХ», но людей всё это пугает, вызывает подозрения».

«У людей возникает ощущение, что что-то рушится, хотя мы никого бросать не собираемся», — поясняет директор группы компаний «Жилремстрой» Галина Маврина. Она скептически относится к заявлению Эксперта РИА «Недвижимость» о том, что в перспективе 10 лет не останется ничего с точки зрения привычных еще со времен СССР коммуникаций, все полностью изменится. Как изменилась мобильная связь с появлением смартфона, так же изменится и ЖКХ.

«У нас всё ещё такое качество жилья и столько проблем, которые нужно решать ежедневно в режиме 12-часового рабочего дня, что так далеко мы просто не заглядываем, — говорит Маврина. — И мне не очень понятен смысл дотировать один вид бизнеса за счёт другого».

Зато резерв снижения тарифа на обслуживание жилья вологодские эксперты РБК напрямую связывают с масштабом бизнеса управляющих компаний, полагая, что будущее в этой сфере — за укрупнением УК.

«Смотрите, сколько в последнее время в Череповце было ликвидировано товариществ собственников недвижимости (ТСН), — говорит Галина Маврина. — Это доказывает, что обслуживать небольшое количество домов нерентабельно. На мой взгляд, экономический смысл этого бизнеса проявляется, когда количество домов в управлении переваливает за отметку в 25 МКД».

«Вполне возможно, что людям просто не будет нужна управляющая компания в привычном ее виде», — заявил в интервью РИА «Недвижимость» Игорь Фарбер (кстати, возглавляющий компанию, которая обслуживает дома в 19 регионах России, в которых проживает 3,5 миллиона жителей, РБК ВО).

Его вологодские коллеги полагают, что произойдёт это не очень скоро.

Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
«Фантомные акции» и другие способы поощрения директора: как это оформить
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
«Продавать всем подряд — табу». Как понять, что бизнес готов к франшизе
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки