Вологодская область, 27 фев 2018, 15:16

Почему вологодский фуд-ретейл не хочет «есть» аптечные сети

Опрошенные РБК Вологодская область участники рынка скептичны по отношению к идее Минпромторга разрешить продажу безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах.
Читать в полной версии
Фото: mstrok.ru

На минувшей неделе большой резонанс в предпринимательском сообществе вызвало обсуждение в «Деловой России» законопроекта, подготовленного Минпромторгом, который должен разрешат продажу безрецептурных лекарств в магазинах.

Крупные аптечные сети федерального уровня немедленно предупредили, что им придется закрыть значительную часть торговых точек.

Аналитики увидели в инициативе министерства проявление нового вектора политики правительства в сфере розничной торговли: происходит перераспределение влияния от менее контролируемой сферы экономики (аптеки и аптечные сети) к более контролируемой (фуд-ретейл). Об этом, в частности, в своём комментарии «Деловому Петербургу» заявил Павел Бровков из консалтинговой фирмы «Партнеры и Боровков». Эксперт даже сравнил законопроект с резонансной покупкой акций «Магнита» государственным, по сути, банком ВТБ, посчитав эти явления «движением в одном ряду».

Главный «изъян» аптек как рыночных игроков, с точки зрения государства, в том, что они из-за слабой консолидированности остаются тёмная лошадкой для регуляторов, несмотря на множество регламентов, лицензионных и сертификационных требований.

И, возможно, в правительстве на самом деле считают, что, перераспределив часть продаж в продуктовые сети, можно убрать с аптечного рынка неэффективные (то есть «мелкие») сети и точки, повысив контролируемость крупных аптечных сетей.

Павел Боровков даже считает, что аптеки «промахнулись в стратегии»:

«Они делали ставку на «дополняющие покупки»: человек идет за продуктами и заодно посещает и расположенную рядом аптеку. Такая стратегия базировалась на том, что ассортимент аптек и продуктовых магазинов всегда будет жестко разделен, и не учитывала риск происходящего сейчас перераспределения».

По мнению эксперта, в ближайшем будущем в случае принятия нового закона следует ожидать два варианта развития ситуации. Первый — выживут аптеки либо с большой устойчивостью в продажах и финансах, либо те, кто более дальновидно разместил свои точки в местах с высокой проходимостью, но не перекрываемые пищевиками.

Во втором случае сами фуд-ретейлеры начнут активно скупать аптечные сети и уже внутри себя распределять ассортимент наиболее эффективным для себя образом.

Интересно, что опрошенные РБК Вологодская область представители аптечного бизнеса региона и его фуд-ретейла, настроены весьма скептично, как к самой идее Минпромторга, так и к апокалиптическим сценариям передела розничного аптечного рынка.

Аптекари не пострадают от того, что супермаркеты займутся продажей медикаментов, уверена директор сети аптек «Таир» Татьяна Налимова:

«Если они будут продавать так называемые «сопутствующие» аптечные товары — почему бы и нет? — говорит собеседница РБК. —

Большой прибыли они не получат, да и рынок не обрушат, потому что наценки на медикаменты по закону минимальные. А вот проблем у них прибавится: для продажи лекарств нужна лицензия.

Если супермаркеты будут обязаны получать лицензию на торговлю аптечными препаратами, значит в их штате будет фармацевт — медработник с дипломом о высшем образовании. А если нет — зачем тогда другим аптекам соблюдать закон о лицензировании?»

По словам Налимовой, гораздо большие опасения у аптекарей вызывает безопасность потребителей — сложно прогнозировать влияние самолечения на здоровье граждан, если лекарства окажутся в общем свободном доступе.

Не выражают особого восторга от перспективы расширения ассортимента ещё и за счёт лекарственных средств и в вологодской торговой сети «Макси»:

«Мы относимся к инициативе продажи в супермаркетах безрецептурных лекарств несколько скептически. Во-первых, данный вид деятельности подлежит лицензированию, во-вторых, в магазинах нет провизоров, которые могли бы дать консультацию по применению того или иного препарата», — заявила РБК начальник отдела общественных связей «Макси» Татьяна Шепелина.

Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist