Вологодская область, 27 ноя 2017, 18:20

Факторинг помогает вологодским предприятиям работать с торговыми сетями

Об этом РБК Вологодская область рассказали производители молока и мебели.
Читать в полной версии
Фото: domik.ua

«Резной палисад»

Два года назад грязовецкая компания «Северное молоко» приняла решение переориентироваться с регионального на федеральный рынок. Для этого была создана линейка качественных молочных продуктов «Резной палисад».

Максимально быстрый выход к потребителям в других регионах могло дать только эффективное сотрудничество с федеральными торговыми сетями. Однако, как рассказывает РБК генеральный директор ОАО «Северное молоко» Антон Ночевка, компания сразу же столкнулась с жесткими требованиями, которые федеральные торговые сети предъявляют к своим поставщикам.

Наибольшую сложность представляло требование по отсрочке платежей:

«Нам было сложно укладываться в сроки, составляющие согласно федеральному законодательству до 45 дней, — говорит Ночевка. — Ведь наше предприятие обязано рассчитываться со своими поставщиками, в первую очередь с поставщиками сырья, практически сразу.

В этом случае такой инструмент, как факторинг, идеально встраивается в нашу схему работы с контрагентами, когда мы получаем деньги за свою отгруженную продукцию не на 45 день, а гораздо раньше, буквально на 2-3 день».

Компания рассмотрела несколько предложений от разных банков и остановились на ом, которое устроило больше всего. Сначала, рассказывает гендиректор «Северного молока», попробовали работать с одной торговой сетью, а потом «постепенно распространили такой опыт взаимодействия все крупные федеральные сети». Расчёты с поставщиками сырья «день в день» позволили компании сократить сроки оплаты сырья и увеличить объемы переработки.

Факторинг очень удобный, но технологически непростой инструмент, рассказывает РБК региональный директор вологодского офиса Промсвязьбанка Анатолий Мариничев. Потому, что в случае с факторингом речь идёт не только о финансировании. Фактору нужно провести оценку дебитора, справиться с управлением дебиторской задолженностью, снять риски неплатежа или просрочки оплаты дебитора:

«Это сложная, комплексная услуга. И фактор должен иметь серьёзную технологическую и ресурсную базу.

Иногда факторинг является полноценной заменой кредита, но в общем случае он дополняет классическое кредитование. Факторинг — финансирование оборотного капитала, он неспособен заменить инвестиционный кредит на основные средства».

По словам эксперта РБК, факторинг хорошо пополняет оборотные средства, если отсрочка платежа превышает 15-20 дней. По расчетному лимиту при отсрочке 60 и 90 дней он намного выгоднее классического кредита. Кроме того, кредитование рассчитывает кредитный лимит, исходя из ретроспективной статистики. А факторинг — исходя из будущих отгрузок. Из этой разницы возникает возможность потенциального роста для клиента.

Щит для ИКЕА

Факторингом может воспользоваться компания, которая только начинает сотрудничество с крупными торговыми сетями. Так, например, произошло с череповецким предприятием ООО «С-Пром», которое специализируется на деревообработке, а точнее — производит клееный мебельный щит, востребованный как на внутреннем рынке, так и на зарубежном. Основные объёмы своей продукции компания поставляет в сети ИКЕА и «Леруа Мерлен».

По словам исполнительного директора «С-Пром» Татьяны Фадеевой задуматься о факторинге компанию заставил задуматься контракт торговой сетью «Леруа Мерлен», заключённый весной прошлого года. Торговая сеть (как и в случае с «Северным молоком») выдвигала условие большая отсрочка платежа за поставленный продукт — 75 дней.

«Нас это не устраивало. Поэтому мы вынуждены были воспользоваться факторингом. И теперь деньги получаем сразу, а не ждем эти 75 дней. Для нас это выход», — рассказывает Фадеева.

Собеседница РБК говорит, что банком-партнёром «С-Прома» Промсвязьбанк стал естественным образом — у предприятия в этом финансовом учреждении был зарплатный проект. Стороны попробовали работать на сравнительно небольшом лимите средств. Сейчас произошло увеличение объёмов — пропорционально росту поставок продукции.

Как отмечает представитель банка, предприятия, подобные «Северному молоку» и «С-Прому» являются сегодня не только драйверами не только региональной экономики, но и рынка факторинга. Именно сегменте факторинга для малого и среднего бизнеса отмечается опережающий — почти двукратный рост.

Ссылаясь на данные «Ассоциации факторинговых компаний», Анатолий Мариничев говорит, что благодаря опережающему спросу на услугу только в первом полугодии Промсвязьбанк смог увеличить факторинговый портфель на 10%. Правда, в числе 232 новых клиентов компании не только из Вологодской области.

В целом, как свидетельствует исследование агентства, RAEX (Эксперт РА), с первой половины 2015 года среди клиентов малого и среднего бизнеса наблюдается рост интереса к лизингу и факторингу как альтернативам кредитованию. Объем рынка факторинга за 1 полугодие 2017-го увеличился на 12% и превысил 1 трлн рублей. До конца 2017 года развитие рынка будет зависеть от перераспределения клиентской базы Фактора из топ-10, реализации крупных сделок в производственном секторе и роста факторингового оборота в сфере ретейла.

Доля рынка, приходящаяся на 3 крупнейших Факторов (ООО «ВТБ Факторинг», финансовая группа «ПромСвязьКапитал», АО «Альфа-Банк»), составила около 48% по итогам первой половины 2017-го против 55% годом ранее. В пятерку лидеров по обороту и портфелю также вошло ООО «Сбербанк Факторинг», заняв место ПАО «Банк «ФК Открытие».

Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства