Рост цен на топливо: разбираемся в странной арифметике
В подписанном сторонами ранее документе цены на основные марки бензина и дизельное топливо были заморожены. Что дальше будет с ценами? Этот вопрос волнует всех: автомобилистов, предпринимателей, простых граждан страны. Россияне, давно привыкшие к постоянному росту цен на товары и услуги, гадают не столько над тем, подорожает топливо или нет, в этом-то они как раз нисколько не сомневаются, а скорей над тем, на сколько рублей вырастет цена.
В отличие от простых граждан, правительственные чиновники настроены более оптимистично. Например, Дмитрий Козак вообще не видит оснований продлевать действующие соглашения о замораживании цен на топливо на внутреннем рынке, так как в этом просто нет никакой необходимости. По мнению вице-премьера, до конца года рост стоимости топлива вряд ли превысит текущие темпы инфляции. Тем не менее правительство всё-таки готовит новые предложения для нефтяных компаний, чтобы убедить последних воздержаться от увеличения стоимости бензина на заправках.
В настоящее время для сдерживания цен придуман демпфирующий механизм, представляющий собой систему выплат компаниям обратного акциза на нефть с надбавкой. Такая схема позволяет снизить влияние мировых цен на внутренний топливный рынок и стимулирует нефтяников продавать продукцию на отечественном рынке, а не экспортировать ее для получения выручки в валюте. Независимые эксперты также не видят пока серьёзных предпосылок для резкого роста розничных цен на бензин и дизельное топливо. Однако практически все они единодушны в том, что топливные цены в любом случае будут расти пропорционально инфляции. По мнению аналитиков, рост стоимости бензина на АЗС более чем на обычные 3–4 процента в месяц может привести к социальному взрыву, а этого правительство точно не допустит.
Кроме того, надо понимать, что себестоимость бензина в России составляет лишь 20 процентов от цены для конечного покупателя. То есть литр Аи-92 на сегодня составляет примерно 8,5 рублей. Еще около 10 процентов — это прибыль и расходы АЗС. Остальные 65—70 процентов — налоги. Получается интересная арифметика: покупая литр бензина на заправке, простой гражданин оплачивает за сам бензин с учетом торговой наценки АЗС всего около 13 рублей. А остальные 32 рубля в цене бензина составляют налоги, которые также оплачивает покупатель. Отмена, например, топливного акциза уменьшила бы цену сразу на 8 рублей. А ведь от стоимости топлива серьезно влияет и на ценообразование товаров на прилавках отечественных магазинов и торговых сетей.
В 2018 году доходы бюджета от всех акцизов составили около 1 трлн. рублей, а потери от коррупции по данным Счетной палаты — 1,5 трлн. рублей. Может быть, настало время государству начать более эффективно бороться с коррупционным злом вместо повышения акцизов и налогов?
Повышение НДС на 2 процента также отразилось в цене на топливо. В настоящее время стоимость бензина на заправках Вологодской области, в том числе Череповце и Вологде, примерно одинаковы. Цены на основные марки составляют: АИ-92 - 43.35 рублей; АИ-95 - 45.05 рублей; АИ-95 + - 46.45 рублей. Простое дизельное топливо стоит - 44-45 рублей; дизель евро - 47, 29 рублей. В преддверии 1 июля жители области строят различные прогнозы относительно того, насколько сильно подорожает топливо. Некоторые даже допускают, что цена на марку АИ-95 вполне может преодолеть психологическую отметку в 50 рублей за литр. Однако в областном правительстве заверили, что подобный сценарий в ближайшие месяцы маловероятен.