Вологодская область, 21 апр 2017, 12:36

Почему неисправная камера 2,5 месяца штрафовала водителей под Шексной

Событие, ставшее информационным «хитом» российских СМИ, на самом деле является рядовым случаем из практики автоматического контроля дорожного движения, который всё больше становится способом пополнить бюджет региона.
Читать в полной версии
Фото: Wikimedia Commons

В течение последних суток множество средств массовой информации федерального и регионального уровня отметились сообщением о том, что неправильно откалиброванная камера на федеральной трассе Вологда — Новая Ладога в районе посёлка Шексна около трех месяцев завышала скорость проезжавшим мимо автомобилям и массово рассылала штрафы. В итоге постановления о превышении скоростного режима получили более 10 тыс. автомобилистов.

«Пружинка сломалась»

Трудно объяснить, почему инцидент вызвал такой интерес именно сейчас, хотя неисправность была обнаружена еще в начале февраля 2017 г. Возможно, поводом стала информация о расследовании, проведённом областной прокуратурой, которое установило, что причиной неисправности стало неправильное крепление камеры после проведения очередного техобслуживания. Кроме того, как установило надзорное ведомство, ни в областном ГИБДД, ни в правительстве региона долгое время не реагировали на многочисленные жалобы водителей на незаконные штрафы.

Только после реакции прокурорского надзора в областной Госавтоинспекции заявили, что будут проводить отдельное разбирательство по каждому случаю. В свою очередь в законодательном собрании региона заявили, что усилят контроль за работой камер автоматической фиксации нарушений.

По мнению экспертов, некорректная работа камеры в течение столь длительного времени вызывает подозрения. Так, например, источник на рынке систем фотовидеофиксации нарушений рассказал «Газете.Ru», что такой длительный период некорректной работы камеры не мог остаться незамеченным компанией, которая обслуживает эти системы:

«Вероятно, на это просто закрывали глаза», — предположил источник, добавив, что иногда такие сбои обслуживающие компании устраивают специально.

Коммерческий интерес

Причина банальна — коммерческий интерес: во многих регионах действуют концессионные соглашения, и составлены они зачастую таким образом, что выплата концеденту напрямую зависит от количества собранных штрафов. Можно добавить, что и бюджет региона тоже не остаётся внакладе.

В начале февраля ГИБДД России подвела итоги работы с автоматическими дорожными камерами за 2016 год — основным для ведомства инструментом выявления нарушений ПДД. В Госавтоинспекции подсчитали, что за прошлый год комплексы зафиксировали около 61 млн нарушений, что на 11 млн, или на 22%, больше, чем в 2015-м. В денежном выражении, с учетом минимального штрафа за нарушение ПДД (500 руб.), автолюбителей оштрафовали не менее чем на 30,5 млрд руб.

Можно добавить ещё, что по данным ГИБДД, благодаря дорожным камерам в 2016 году было выписано 71,3% от всех административных постановлений за нарушения ПДД.

Ударные показатели являются прямым следствием непрерывного процесса по наращиванию количества комплексов на российских дорогах: сегодня камеры есть уже практически во всех регионах России и контролируют 13 тыс. участков дорог (8,9 тыс. постоянных зон контроля и 4,1 тыс. переменных). И каждый год их число растёт.

Растёт и разнообразие видов нарушений ПДД, которые способны фиксировать автоматические комплексы. Сегодня в этот перечень, помимо традиционного скоростного режима, входят также нарушения правил проезда регулируемых перекрестков, факты выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, и проезда под знак «Въезд запрещен», нарушения в зонах железнодорожных переездов, факты непредоставления преимущества в движении пешеходам в зоне пешеходных переходов.

Парадоксальным образом существенный рост нарушений ПДД, который выявляется автоматическими дорожными комплексами, радует работников ГИБДД.

Свой оптимизм они объясняют тем, что работа автоматических комплексов способствует предупреждению правонарушений на дорогах и серьезно влияет на дисциплину водителей.

Анализ внутренней статистики даже позволяет им усмотреть положительный эффект от работы камер на дорогах: «снизилось количество аварий, а главное — число погибших и пострадавших в них людей».

Бюджетный подсос

Однако довольны не только в ГИБДД, но и в региональных правительствах.

Зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков, комментируя февральскую статистику ГИБДД той же «Газете.Ru», прямо указывал, что камеры на дорогах ставят в первую очередь, чтобы собирать больше денег:

«Об этом однозначно говорит тот факт, что регионы планируют доходную часть бюджета с расчетом на штрафы с камер — закладывают определенные суммы, которые должны собрать с нарушителей. Поэтому камеры часто ставят в таких местах, где на безопасность они не влияют».

О положительном влиянии автоматических комплексов видеофиксации нарушений на дорожную безопасность и на состояние областного бюджета не раз и на разных уровнях заявлял вологодский губернатор.

С 2013 года, когда Олег Кувшинников озвучил решение о создании в регионе «Центра обеспечения региональной безопасности», который займется развитием автоматического контроля соблюдения правил дорожного движения, и о «планомерном наращивании количества камер на дорогах», областная статистика по штрафам за нарушение ПДД тоже растет.

Только за 7 месяцев 2013 года оборудование помогло предупредить почти 200 тысяч фактов нарушения ПДД и заработать на штрафах 41 млн. 634 тыс. рублей. В 2014 году на вологжан, нарушивших правила движения, наложено 192 млн. рублей штрафов, в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Значительная часть этой суммы — 134 млн. — взыскана в региональный бюджет.

И такая динамика роста продолжает действовать.

«Эх, дороги…»

Впрочем, такое огромное количество нарушений фиксируется не потому, что водители плохие, а потому, что в стране есть большие проблемы с организацией дорожного движения, а у автомобилистов нет обратной связи с властями, считают автомобильные активисты-общественники.

Помимо негативной установки на превращение штрафов в постоянную доходную статью бюджетов, они обращают внимание также на несоответствие возрастающим требованиям по видеофиксации состояния самих автодорог. Там по-прежнему стоят противоречащие друг другу знаки, нанесена некорректная разметка, на дорогах лежат сугробы, а в асфальте — ямы, которые как-то надо объезжать. Так что очень часто водители часто в принципе не могут соблюсти ПДД.

Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist