На Вологодчине снова выросла стоимость электроэнергии для бизнеса
В апреле РБК Вологодская область уже предупреждал о второй волне повышения цен на электроэнергию для юридических лиц, которая «накроет» предприятия, организации и предпринимателей Вологодской области в мае.
Собственно, так и произошло. При этом если цена электроэнергии, как товара, который продают вологодские сбытовики выросла всего на 21 руб. за мегаватт/час (1,8%), то цена мощности увеличилась на 177 241 руб. за мегаватт — больше, чем на 32% к цене предыдущего месяца.
Естественно, что резкий рост цен вызывает негативную реакцию бизнес-сообщества. Потребители, общественные организации обращаются с требованием пояснить причины значительного роста цены к гарантирующему поставщику электроэнергии на территории региона и в УФАС по Вологодской области.
РБК решил ещё разобраться в ситуации.
Суть проблемы
Единственным официальным объяснением роста цен является ссылка на возросшую нагрузку в 2017 году по оплате мощности объектов генерации, работающих на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ). Рост нагрузки, в свою очередь, связан с вводом в промышленную эксплуатацию энергоблока № 4 Белоярской атомной станции мощностью 800 МВт и энергоблока № 1 Нововоронежской АЭС-2 мощностью 1 200 МВт и началом оплаты потребителями поставляемой ими мощности на ОРЭ. Договоры о предоставлении мощности в отношении этих генерирующих объектов заключены в соответствии с правилами оптового рынка электроэнергии в 2010 году с плановым сроком ввода в эксплуатацию с 01.01.2017 г. и подразумевают возврат инвестиций в строительство электростанций в течение двадцати лет.
Гарантирующий поставщик
В этой ситуации гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Вологодской области лишь с сожалением констатирует, что повышение цен на мощность на ОРЭ неизбежно приводит к росту конечных цен для потребителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
«К сожалению, ОАО «Вологдаэнергосбыт» не может повлиять на этот процесс, так как в строгом соответствии с действующим законодательством транслирует цены оптового рынка путем определения предельных уровней нерегулируемых цен для потребителей розничного рынка», — говорится в ответе компании на запрос РБК.
К сфере ответственности «Вологдаэнергосбыт» относится лишь сбытовая надбавка, составляющая от 4 до 8% цены. В компании полагают, что её снижение не может дать потребителю существенную выгоду. Реальный выигрыш потребителю могут дать лишь изменения в основных составляющих конечной цены электроэнергии: цене оптового рынка и сетевом тарифе.
Антимонопольная служба
В принципе такой серьёзный рост цен должен был вызвать беспокойство в региональном управлении антимонопольной службы (УФАС), которое обычно болезненно реагирует даже на подорожание лука в магазинах. Но на этот раз публичных разъяснений со стороны УФАС не последовало.
По имеющейся у РБК Вологодская область информации, без официального ответа пока остаётся и жалоба на рост цен на электричество, направленная в антимонопольное ведомство ещё в прошлом году за подписью руководителей общественных объединений предпринимателей Череповца.
Впрочем, на запрос РБК пресс-служба УФАС всё же ответила. Ответ получился лаконичным, поэтому приводим его полностью:
«Цена (тариф) на электрическую энергию устанавливается Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.
Полномочия антимонопольного органа вступают в силу в том случае, когда хозяйствующие субъекты нарушают установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования электроэнергии — т.е. цены (тарифы) на электроэнергию, поставляемую покупателям, не соответствуют установленному тарифу».
Иными словами УФАС послал нас за ответом в региональное правительство.
Правительство Вологодской области
Пресс-служба правительства Вологодской области ответило на запрос РБК копией ответа, направленного руководством Ассоциации «НП Совет рынка» начальнику департамента топливно-энергетического комплекса Вологодской области Антону Стрижову. В приложении к посланию — аналитической записке — приводится уже известная нам аргументация, связанная с необходимостью оплачивать дополнительную мощность ряда энергообъектов, что подтверждено постановлением российского правительства.
Неофициально в пресс-службе областного правительства представителю РБК объяснили просто: правительство не может влиять на ситуацию с энергоценами.
Возможны варианты
В этом ответе есть небольшая доля лукавства просто потому, что на территории Вологодской области есть как минимум два энергообъекта, компенсация работы которых включена в цену электроэнергии для региональных потребителей — юридических лиц.
Это Красавинская газотурбинная электростанция, построенная в своё время для преодоления региональной энергодефицитности, и часть устаревших мощностей Череповецкой ГРЭС, которые руководство ОАО «ОГК-2» собиралось закрыть ещё в прошлом году. Но не сделало этого по просьбе администрации Вологодской области — на эти мощности технологически завязана система теплоснабжения Кадуя.
Оба объекта относятся к категории «вынужденной генерации» — так называют энергообъекты, которые вырабатывают электроэнергию для всех потребителей (она уходит на оптовый рынок), а вот их мощность оплачивают только потребители региона, в котором расположены такие объекты. Весь объем мощности, производимый станцией, которая работает в вынужденном режиме, ложится на потребителей субъекта РФ.
Это к слову о «возможностях влияния» — в данном случае идёт речь об отсутствии политической, а не технической возможности влияния на часть ценовой надбавки.
В некоторых регионах руководители всё-таки пытаются что-то предпринять. Например, губернатор Забайкальского края Наталья Жданова в начале мая обсудила на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым возможность снижения стоимости электроэнергии в регионе через изменение распределения стоимостной нагрузки краевой вынужденной генерации по электроэнергии не только по зоне свободного перетока (ЗСП) «Чита», а в целом по 2−ой ценовой зоне ОРЭМ. С включением территории Забайкальского края в зону свободного перетока «Сибирь» появилась бы возможность «размазать» ценовую надбавку по большему количеству потребителей, и тем самым реально её уменьшить (по словам губернатора, на 15-17%) для жителей Забайкалья.
Дмитрий Медведев поручил Минэнерго «разобраться в ситуации и подготовить предложения по данному вопросу».
Точно также премьер поручил специально созданной комиссии «разобраться» и в резко подорожавшей мощности для всей России, которая этом году привела уже к двум резким ценовым скачкам.
В то, что результатом изучения ситуации станет снижение цен на электричество верится с трудом. Скорее мы увидим дальнейшее подорожание электроэнергии — появляются новые желающие решить свои проблемы за счет российских потребителей.
Так, к примеру, возникла идея строительства в Подмосковье нескольких весьма энергозатратных мусоросжигательных заводов с компенсацией расходов на проект через механизмы оптового рынка энергомощности. Это уже вызвало немало нареканий со стороны экспертов и участников рынка.
«Договора присоединенной мощности обязательны для заключения для всех потребителей оптового рынка. Это такой вид барщины. Предприятиям эта электроэнергия не нужна, но их заставляют платить», — заявил РБК управляющий партнер «Агентства энергетического анализа» Алексей Преснов.
Российский союз промышленников и предпринимателей компенсацию расходов на строительство мусоросжигательных заводов за счет надбавки к цене мощности на ОРЭМ оценил как нецелесообразную и необоснованную. «Отказ от прямого взимания платежа за утилизацию отходов в пользу опосредованного взимания через цену на электроэнергию приведет к фактическому увеличению этого платежа для конечного потребителя за счет добавления к нему сопутствующих транзакционных издержек, при этом дополнительных стимулов к повышению эффективности переработки отходов не появится», — говорится в письме президента РСПП Александра Шохина премьер-министру Дмитрию Медведеву.