Волгоград, 01 июл 2014, 15:58

Эксперт: «Закон о потребительском кредитовании формализует существующие правила игры»

В силу вступили поправки к закону «О защите прав потребителей» – документ призван навести порядок в секторе рынка потребительского кредитования. Закон максимально приблизит стандарты работы микрофинансовых организаций к стандартам крупных банков, а вот в вопросе приобретения и пользования банковских продуктов для россиян мало что изменится.
Читать в полной версии

В силу вступили поправки к закону «О защите прав потребителей» – документ призван навести порядок в секторе рынка потребительского кредитования. Закон максимально приблизит стандарты работы микрофинансовых организаций к стандартам крупных банков, а вот в вопросе приобретения и пользования банковских продуктов для россиян мало что изменится.

Раньше банки удерживали процент за ведение ссудного счета и другие дополнительные услуги, теперь же в договоре главенствует одна, максимально прозрачная и понятная цифра – процент годовых от суммы кредита.

– На самом деле, все это работало и без закона, вступление его в силу почти не изменит ситуацию в банковском секторе, – считает финансовый аналитик Карэн Туманянц. – Вопрос в финансовой грамотности заемщика – и с этим проблемы по-прежнему остаются нерешенными. Многие не понимают, например, что годовой процент зависит не только от того, на какой срок вы взяли кредит, но и от графика платежей. И это не уловки хитрых банкиров, просто люди не задумываются о кредитной дисциплине.

Сегодня для россиян типична проблема перекредитовки – когда человек берет кредит в банке, чтобы погасить долг перед другим, не попав на «просрочку» платежа. Принятие закона не решит этой проблемы, повышать надо финансовую грамотность в целом, считает эксперт.

– Потребительское кредитование в России переживает не лучшие времена, это связано и с макроэкономическими показателями, и с задолженностями заемщиков, – отмечает финансист. – Кроме того, Центробанк ужесточил требования к резервированию необеспеченных кредитов. Все эти превентивные меры уже давно охватили банковский рынок, поэтому закон интересен с точки зрения влияния на микрофинансовые организации – стандарт их действия будет максимально приближаться к банковским стандартам, более жестким и строгим. Однако вопрос снова к населению – кредит для потребителя стал настолько обыденным делом, что огромные, неподъемные ставки по платежам вряд ли кого остановят.

Новый закон, в числе прочего, регламентирует взаимодействие между коллекторами и должниками.

– Здесь становится все более организованным – должникам не будут названивать день и ночь с требованием вернуть деньги, – отмечает Туманянц. – Теперь кредитор обязан поставить должников в известность о том, что их кредиты передают коллекторам. Случаи угроз, публичных обвинений и ареста регламентировать новый закон и не должен – это уже в плоскости уголовного кодекса.

Получается, в новом документе просто формализованы те механизмы взаимодействия между банком и потребителем, которые работают уже и без того долгие годы. Однако теперь трактовать спорные ситуации и банкам, и потребителям, станет куда легче – достаточно сослаться на закон.

Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой