Волгоград, 10 апр 2014, 10:43

Андрей Ващенко: «Энергоемким предприятиям необходимы федеральные спецпрограммы»

О том, что поможет спасти «Химпром» и об общих тенденциях выведения российской промышленности из кризиса в интервью «РБК-Волгоград» рассказал уполномоченный по правам предпринимателей при губернаторе Волгоградской области, доктор экономических наук Андрей Ващенко.
Читать в полной версии

О том, что поможет спасти «Химпром» и об общих тенденциях выведения российской промышленности из кризиса в интервью «РБК-Волгоград» рассказал уполномоченный по правам предпринимателей при губернаторе Волгоградской области, доктор экономических наук Андрей Ващенко.

– Андрей Александрович, это не первое в регионе предприятие, испытывающее серьезные проблемы. В конце 2013 года было принято решение о консервации волгоградского алюминиевого завода, теперь ситуация с «Химпромом». Кризисные явления в волгоградской промышленности становятся тенденцией?

– И у алюминиевого завода, и у «Химпрома» общие корни проблемы: несбалансированность ценообразования на энергоносители. Оба предприятия требуют серьезнейшей модернизации, а акционеры заводов еще с начала 90-х попросту выкачивали тот потенциал, который был заложен туда еще до них. При этом акционеры не тратились на модернизацию, на энергоэффективность. В итоге получилось, что износ основных фондов составил чуть ли не 90%, и все трубят о том, что нет смысла вкладывать деньги, лучше дайте еще немного дешевой энергии, чтобы мы еще немного «покачали» предприятие. Такая политика грозит экологической катастрофой для региона – тем более, речь идет об опасном химическом производстве.

– Уже ясно, что ситуация с «Химпромом» сложна настолько, что усилий только региона здесь недостаточно. Какие меры поддержки может оказать предприятию федерация?

– Самой актуальной мерой поддержки, на мой взгляд, является либерализация системы ценообразования на энергоносители. Здесь ситуация парадоксальная: у нас централизованная система образования тарифов, которая вроде бы позволяет в любом уголке страны покупать электроэнергию по единому тарифу. Но пока же все ровно наоборот: наши предприятия вынуждены покупать электроэнергию у поставщиков из других регионов. Тут опять вспоминается «алюминька»: завод оказался на грани закрытия из-за тарифов на электричество, и это при том, «ТЭЦ-2» в Волжском загружена лишь наполовину! Но она вынуждена продавать электричество чуть ли не по 7 рублей, при себестоимости в 1 рубль. То же и с «Химпромом» – покупает электричество втридорога. Цены на энергоносители пока что являются нашим стратегическим ресурсом, то есть мы можем делать их ниже, а мы их подняли до мировых цен и ждем, когда промышленность начнет подниматься.

– Андрей Александрович, по силам ли государству выстроить какую-либо программу, способствующую выведению отрасли из кризиса?

– Вполне по силам. Например, государство могло пойти на пятилетнее снижение цен, например, для «Химпрома», с условием того, что все сэкономленные деньги собственник производства вложил бы в реконструкцию и модернизацию. Государство может задать такие правила игры, это было бы выгодно всем сторонам. Пока же, при нынешних тарифах на энергию у предприятий, особенно таких энергоемких, как «Химпром» денег не остается совсем.

– Как считаете, идея создания на базе «Химпрома» современного химического кластера может спасти положение дел? Иными словами, насколько эта мера актуальна?

– Здесь важно грамотно просчитать, в чем будет уникальность, конкурентоспособность и инновационность такого кластера. Нужно учесть, что «Химпром» производил продукцию экспортного характера. Поэтому при создании кластера необходимо просчитать выход на глобальный рынок предприятия, тем более у «Химпрома» есть на то мощный потенциал. Важно знать, на кого рассчитана продукция, чем этот кластер будет лучше «Химпрома». Если на все эти вопросы будут даны положительные ответы – почему бы и нет. Но стоит при этом помнить, что кластер – это продукт сращивания развитой научной и производственной базы.

Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой