Волгоград, 20 мая 2014, 16:49

Приводить облбюджет в порядок придется не один год, считают эксперты

Региональный минфин предложил пакет срочных мер, направленных на исправление тяжелой ситуации с областной казной. Эксперты оценили предложенные ведомством мероприятия. Специалисты сходятся в том, что наиболее действенной мерой на данный момент является плотная работа с расходной частью казны.
Читать в полной версии

Региональный минфин предложил пакет срочных мер, направленных на исправление тяжелой ситуации с областной казной. Эксперты оценили предложенные ведомством мероприятия. Специалисты сходятся в том, что наиболее действенной мерой на данный момент является плотная работа с расходной частью казны.

Напомним, в 2013 году доходная часть бюджета была исполнена всего на 85,9% – казна недополучила 10 миллиардов рублей. Госдолг вырос до рекордных 33,6 миллиарда рублей, а кредиторская задолженность увеличилась до 9,9 миллиарда.

Минфин области провозгласил легализацию «теневой» зарплаты одним из приоритетных направлений оздоровления бюджета.

– Вопрос с «серой» зарплатой – в компетенции уполномоченных налоговых служб, – считает финансовый аналитик Карен Туманянц. – Никаких обязательных для исполнения приказов региональная власть не может этим службам дать, но есть некие рычаги воздействия. Так, в свое время была широко распространена практика совместных комиссий и рабочих групп с членами налоговых служб и органов региональной власти. Такая работа позволяет выявлять некие нарушения в вопросе оплаты труда, имущественные нарушения.

Эксперт отмечает, что налоговые службы, сравнив зарплату на конкретном предприятии со средней зарплатой по отрасли, вычисляют компании, где практикуют серые схемы оплаты труда. Это так называемые точечные меры, которых порой недостаточно.

Еще одна мера из пакета срочных, предложенных минфином, - адресная работа с крупными налогоплательщиками. – Иными словами, есть необходимость пристального наблюдения за крупными налогоплательщиками: не используют ли они некие схемы минимизации налоговых отчислений с целью экономии.

По мнению эксперта, действенной может стать мера о моратории на государственные гарантии со стороны Волгоградской области.

– В региональных законах прописаны ситуации, когда облбюджет предоставляет некие госгарантии, – объяснил эксперт. – Эти госгарантии включаются в размер госдолга. Вводя мораторий, минфин ограничит регион от накопления госдолга, который и без того огромный. Однако эта мера оказывается противоречивой если смотреть на сиуацию со стороны инвестиционной политики. Ведь одним из инструментов привлечения инвестиций в область является обеспечение некими госгарантиями.

В целом, отмечает аналитик, пакет срочных мер, разработанный минфином, не содержит в себе уникальных инструментов для оздоровления бюджета.

– Это те самые простые истины, которые необходимо выполнять постоянно. Вместе с тем, нахожу рациональным оптимизацию расходной части, прежде всего. Это полностью находится в компетенции органов исполнительной власти, поэтому сделать это будет проще. Однако такие меры не всегда популярные.

Создание благоприятного инвестиционного климата, реанимация промышленного производства, стимулирование местного товаропроизводителя – вот еще ряд мер, способных сделать бюджет региона крепче, считает доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Владимир Курченков. Особняком стоит процесс оптимизации бюджетных расходов как способа вывести бюджет из состояния депрессии.

– Бочаров призвал экономить деньги, в том числе – и на содержании чиновничьего аппарата. Эта мера не взята с потолка – деньги на все это расходуются на самом деле большие. Нецелевое использование бюджетных средства также наносит серьезный урон областной казне, и глава области уже начал борьбу с этим. В СМИ появляются сообщения о проверках в ведомствах, о фактах нецелевого расхода денег.

Эксперт видит необходимость в реструктуризации ряда областных целевых программ. Финансирование по ряду программ неполное – то есть, деньги выделяются, а эффекта от программ минимум. «Сегодня в области 31 такая программа, пусть их станет меньше, но они будут более эффективными», считает Курченков.

– Сегодня в России начинается реализовываться модель бюджетирования, ориентированная на результат. Когда отчитываются не просто о количестве потраченных миллионов на, предположим, строительство домов для сирот. Сегодня куда большую роль играет качество – то есть, сколько детей получили жилье, скольких еще необходимо. Что касается решения проблемы с огромным госдолгом – порядка 33 млрд рублей – то за один год решить ее не удастся.

– Здесь львиную долю составляют неплатежи по коммунальным услугам и электроэнергии, – отмечает профессор. – Поднимаются тарифы, что губительно для предприятий, и, как следствие, для бюджета. Это беда не только Волгоградской области, но и в целом страны. Необходимо взвешенное госрегулирование тарифов, а также освоение альтернативных источников энергии. Что касается коммуналки – здесь разбираться предстоит по большей части правоохранителям: сектор ЖКХ сильно коррумпирован.

В целом, подводят итог эксперты, санирование бюджета – процедура длительная, результат становится очевиден не сразу. Однако важно запустить все обозначенные механизмы именно сейчас, потому что дефицит бюджета достиг максимальной отметки.

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Что будет, если ИИ решит все проблемы людей, — The Economist
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать