Волгоград, 25 июл 2014, 16:46

Антон Сороко: «Санкции США и Европы не способны обвалить российскую экономику»

Крупнейшие российские компании, такие как «Газпром», НОВАТЭК, концерн «Калашников» и ряд других, попали под секторальные санкции со стороны Запада. США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Канада, Норвегия, Албания – это лишь неполный перечень стран, чьи политические интересы превзошли стремление к мировому экономическому развитию. Способны ли санкции Запада оказать системное негативное воздействие на российскую экономику, в интервью РБК-Волгоград рассказал аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.
Читать в полной версии

Крупнейшие российские компании, такие как «Газпром», НОВАТЭК, концерн «Калашников» и ряд других, попали под секторальные санкции со стороны Запада. США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Канада, Норвегия, Албания – это лишь неполный перечень стран, чьи политические интересы превзошли стремление к мировому экономическому развитию. Способны ли санкции Запада оказать системное негативное воздействие на российскую экономику, в интервью РБК-Волгоград рассказал аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.

– Антон Игоревич, санкции Запада касаются практически все секторов российской экономики. Какие еще меры могут быть приняты странами Старого и Нового света для отчуждения России от участия в мировом экономическом процессе?

– Наиболее вероятные меры, которые могут быть приняты западными странами – это расширение точечных санкций против высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, сворачивание сотрудничества в сфере ВПК, а также перекрывание каналов финансирования российских компаний и кредитных организаций в странах ЕС и США. По идее это должно привести к дефициту средств на капитальные затраты в российской экономике. Кроме того, в рамках третьего пакета мер со стороны западного мира ожидается ввод ограничение по целым секторам экономики РФ, что уже намного серьезней, чем санкции против конкретных физических лиц. В частности, самое разрекламированное наиболее радикально настроенными по отношению к нашей стране западными политиками ограничение - запрет на продажу современного высокотехнологичного оборудования, необходимого для множества секторов российской экономики.

– Россия может как-то обезопасить себя и свою экономику в сложившихся условиях? Есть пакет стандартных мер, которые могли бы смягчить удар западных санкций?

– Тут как-то обезопасить себя будет достаточно сложно, только если заранее искать на рынке возможности по покупке товаров-заменителей, но по некоторым позициям таких вариантов может и не быть. Можно начать развивать внутреннее производство, но это займет много времени и потребует огромные затраты, на которые у нашего государства, можно сказать, сейчас нет ресурсов. Точнее они есть, но правительство выбрало осторожную тактику – тратить средства Фонда национального благосостояния и Резервного фонда только в случае крайней нужды. По их мнению, такой момент пока не наступил, а бюджетных источников дополнительного финансирования сейчас нет – регионам так вообще приходится финансировать свой дефицит за счет долговой эмиссии. А ставки ведь сейчас находятся не на самом низком уровне. Проблему с денежными переводами, в общем и целом, должно решить создание НПС. А вот с хеджированием экспортной выручки сложнее: здесь одни финансовые механизмы не смогут исправить ситуацию, нужно развивать альтернативные рынки сбыта, которые при необходимости смогут поглотить выпадающую из экспорта на Запад продукцию.

– Некоторые СМИ пугают россиян экстремальными вариантами развития событий – когда Запад фактически откажется от потребления российского сырья и другой продукции, не говоря уже о сотрудничестве в этих областях. Такой вариант развития события возможен?

– Я все-таки придерживаюсь нейтрально-позитивного взгляда на возможное развитие ситуации. Вероятность эмбарго на поставки энергоносителей из РФ в западные страны на текущий момент практически нулевая. Во-первых, в такой ситуации некоторые страны ЕС (которые на текущий момент времени сильно зависят от поставок российского газа, например, Болгария, Чехия, Словакия и другие) могут войти в фазу жесткого экономического кризиса. Быстро восполнить выпадающие поставки просто невозможно, так что терять будет не только российская экономика, но и европейская. Во-вторых, это приведет к резкому росту цен на нефть, что пока является для индустриальных стран кошмарным сном – такое развитие событий им невыгодно. Я придерживаюсь мнения, что эскалации конфликта все же происходить не будет, а политики наконец-то начнут решать свои разногласия, не прибегая к вмешательству в экономику.

– Тем не менее, сложно отрицать тот факт, что охлаждение отношений между Россией и Западом пройдут бесследно для нашей экономики.

– На самом деле, пока у нас не получилось запустить механизмы импортозамещения и переориентации на сотрудничество со странами БРИКС. На текущий момент уже началась работу по формированию комплексной защиты и снижения негативных последствий от санкций запада. Практически сразу получили развитие сразу несколько направлений, среди которых: создание собственной платежной системы (НПС) и ужесточение требований к работающим в России международным платежным системам Visa и MasterCard, расширение сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона, создание аналога МВФ (с возможностью увеличения капитала этой организации до $100 млрд) на основе взносов со стороны стран БРИКС, запуск интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, а также увеличение объема торговли с зарубежными партнерами без участия американской валюты. Но все эти меры – долгосрочные, а сейчас на первый план выходят бюджетные проблемы (которые в регионах стоят особенно остро) и отсутствие в экономике «длинных денег», что является следствием текущей монетарной политики российского Центрального Банка. Конечно, неизменность бюджетного правила – попытка не прибегать каким-либо кардинальным изменениям. Пока наше правительство надеется исправить ситуацию с помощью оптимизации администрирования и точечных изменений в бюджетно-налоговой сфере. Получиться ли у них это – покажет время.

Pro
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным