Волгоград, 28 окт 2014, 17:40

Эксперт: Грамотное транзакционное обслуживание поможет улучшить финансовый результат

Чем расчетно-кассовое обслуживание отличается от транзакционного и в чем преимущества комплексного подхода, рассказывают эксперты Промсвязьбанка.
Читать в полной версии

? Какие банковские продукты и услуги подразумеваются под транзакционным бизнесом и насколько ново это направление для России?

Отвечает управляющий менеджер по транзакционному бизнесу Промсвязьбанка Ашот Бычков:

- Под транзакционным бизнесом (ТрБ) подразумеваются все банковские услуги по обслуживанию расчетов клиентов. Конкретное наполнение этого понятия варьируется от банка к банку. Кто-то включает сюда только расчетно-кассовое обслуживание, кто-то добавляет также факторинг и торговое финансирование, поскольку оба эти продукта помимо кредитной, содержат и весьма важную расчетную составляющую.

Как видно, все эти три группы банковских услуг не новы для российского рынка. Однако, понимание их синергии пришло сравнительно недавно, после первой волны кризиса.

Примерно в это же время стало формироваться восприятие банками расчетно-кассового обслуживания как бизнеса, а не как бесплатного сервиса для увеличения лояльности клиентов и канала продаж кредитных услуг.

Наконец, в это же время или чуть раньше, стали заметны так называемые услуги cash-management , т.е. набор нестандартных опций расчетно-кассового обслуживания. Таким образом, можно сказать, что в современном виде, т.е. в виде комплекса услуг, этот бизнес существует 5-6 лет, но отдельные его компоненты имелись на рынке гораздо раньше.

? На каких клиентов рассчитаны транзакционные продукты? Зависят ли их потребности от сегмента бизнеса или же отраслевой принадлежности компаний?

- Сейчас все компании используют расчетно-кассовое обслуживание. Если без РКО никак не обойтись, то очевидно, что следует использовать наилучший из предлагаемых сервисов. Компаниям важен длинный операционный день, возможность он-лайнового зачисления средств и информирования, простого, удобного и функционального интернет-банка, развитой банковской сети, где услуги можно получить в любом офисе на унифицированных условиях, а общаться с банком можно по принципу одного окна и желательно дистанционно. Все это уже и есть транзакционный бизнес.

Если отвечать на Ваш вопрос через призму клиентских потребностей, то надо помнить, что ТрБ направлен на обслуживание выручки, расходных операций клиентов и средств на счетах в банке. И потребность в услугах ТрБ, в том числе нестандартных, сложных, возникает у тех клиентов, у которых один или несколько из перечисленных процессов сложен, требует усилий.

Например, розничные компании не могут существовать без инкассации. И не просто инкассации, а предусматривающей также снабжение клиента достаточным количеством разменной монеты, очень высокую скорость зачисления средств на счет, а также автоматическую идентификацию каждой инкассаторской сумки в выписке.

Холдинговые структуры формируют спрос на продукты так называемого централизованного казначейства – различные интегрированные интернет-банки, единые доступы, сводные выписки и прочее. Инвесторы требуют банковских сервисов по контролю расходных операций дочерних компаний. Оптовые поставщики заинтересованы в факторинге, а импортеры – в торговом финансировании.

Потребность в специальных банковских услугах зависит скорее не от отрасли, а от бизнес-процессов, на которых построен бизнес компании и которые сложны и критичны для нее.

? Какие варианты управления денежными средствами Вы предлагаете своим клиентам?

- Мы предлагаем два основных продукта: физический и виртуальный пуллинги. Физический пуллинг (еще его называют cash pooling) имеет две основные разновидности – консолидацию и распределение. В рамках консолидации, банк по договоренности с клиентом проводит автоматические периодические переводы денежных средств с ряда участвующих счетов на один мастер-счет, консолидирует деньги на мастер-счете. Клиент определяет периодичность этих транзакций, их назначение, алгоритм расчета суммы.

В рамках распределения, банк по договоренности с клиентом проводит автоматическое подкрепление участвующих счетов денежными средствами с мастер-счета, когда на участвующих счетах не хватает средств для исполнения платежных поручений.

Виртуальный пуллинг (еще его принято называть notional cash pooling) предполагает, что банк по поручению клиента образует «пул» счетов – это могут быть счета одной компании, разных ее филиалов или разных юрлиц. Каждый день банк определяет суммарный остаток на счетах и рассчитывает приходящуюся на этот остаток компенсацию, естественно, по заранее оговоренным с клиентом правилам. Ежедневные суммы компенсации суммируются, а в конце месяца выплачиваются каждому из участников пула пропорционально его доле участия в пуле.

Поскольку почти всегда размер ставки компенсации прямо пропорционален остатку, то клиенту выгодно суммировать остатки, ведь в сумме он получит наилучшую ставку компенсации, к тому же, начисляемую на максимальную базу – весь остаток на его счетах. Данная услуга комбинируется с групповым или «зонтичным» овердрафтом. В этом случае, на сумму совокупного остатка, которая соответствует общему долгу по овердрафту, банк начисляет более высокую компенсацию, тем самым удешевляя для клиента использование овердрафта.

? Как происходит автоматический контроль за движением денежных средств? Насколько можно оптимизировать расходы компании?

- Клиент составляет и передает в банк смету расходов, где каждой статье присвоен код и определен лимит на месяц и на квартал. Далее, направляя платежи в банк, клиент в поле «назначение платежа» указывает этот код, а банк, распознав его, проверяет, имеется ли лимит расходов по данной статье. Если лимит исчерпан, банк не исполняет платеж и сообщает об этом клиенту. Клиент либо отказывается от платежа, либо оперативно и с соблюдением известных правил меняет бюджет и направляет в его в банк, который проводит этот приостановленный платеж.

Банк предоставляет клиенту информацию о состоянии лимитов, об изменениях этих лимитов и о расходовании средств в разрезе статей.

Услуга позволяет не только в автоматическом режиме контролировать расходы и получать от банка дополнительную информацию. Прежде всего, эта услуга позволяет качественно улучшить процесс планирования, делает бюджет реальным инструментом организации платежей. А это приводит к ощутимой оптимизации расходов и снижению рисков.

? Как можно охарактеризовать ключевой тренд в дальнейшем развитии этого вида банковских услуг?

Отвечает Сергей Крупчатников, управляющий Южным филиалом ОАО «Промсвязьбанк»:

- Спрос на этом рынке растет сейчас и будет продолжать расти в будущем. Определено это объективной тенденцией по усложнению основных бизнес-процессов в компаниях: усложняется производство, сбыт, логистика. Данные обстоятельства приводят к повышению затрат, а кроме того к риску утраты контроля за более сложными процессами. Отсюда все большая потребность в оптимизации любых затрат, в использовании любых источников прибыли, в эффективности, а значит в сотрудничестве с банками в рамках транзакционного бизнеса.

Другим важным фактором роста спроса является простое повышение культуры ведения дел. Наладив основные, базовые процессы в своих компаниях, менеджеры внимательно анализируют другие элементы окружающей их среды и постепенно приходят к пониманию содержательности и важности отношений с банками и не только в плане кредитования, но и в других сферах. Наконец, сам рынок банковских услуг, экономика страны, не смотря на текущую ситуацию, все же развиваются. А это означает, что спрос на инструменты повышения капитализации, инвестиционной привлекательности, финансового результата будет только нарастать.

Банки понимают эти тенденции и отвечают на них повышением качества сервиса, расширением продуктовой линейки, учатся подстраивать свои продукты под конкретных клиентов и под конкретные задачи. В этом и состоит, на мой взгляд, основной тренд.

Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Не только овощи и фрукты: что есть для здоровья сердца
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным